Подвижнические монахам наставления

1) Начну ныне мое вам наставление Апостольским возглашением: радуйтесь всегда о Господе (Фил.4,4).

и проч.

Сие ведая, убойтесь единого Бога живого, оградите себя духовно, облекитесь в броню и во всеоружие заповедями, восприимите меч духовный, иже есть глагол Божий и низриньте долу миродержителей тьмы века сего, и духов злобы, чтоб могли вы с божественным Павлом воззвать: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст нам Господь в день он, праведный Судия (2Тим.4,7).

3) Восходят до небес, и низходят до бездн, поет св. Давид. Принимая это духовно, получаем следующий урок: кто мало по малу исправляет должное должным образом, тот восходит на высшие степени добродетели; а кто предается нерадению, тот низходит в бездну пагубы. Теперь посмотрим, что возводит горе и что низводит долу. Горе возводят: Христоподражательное послушание, с Богом сочетавающее смиренномудрие, отчуждение от самовозвеличивания, от всяких притязаний, от первенстволюбия, от желания выказываться, от лукавства, от злорадства, от честолюбия, от смехотворства и насмешек, от кичения и гордения чем-нибудь из прежней своей жизни (как бывает, что иной говорит: я был тем-то и тем-то, то и то имел, такие и такие дела делал. - О, срам! Что бы укрывать следовало, он этим величается, забыв богоподражательный чин свой). Приложу еще: собранность, любообщительность с братством, скорость на извинения, склонение выи и главы, очей и веждей опущение к земле, скромное держание рук и ног, неозабочивание себя, чем и как одет, прежде же и после всего - откровенное сказывание о всяком движении душевном, - и, чтоб не растягивать более слова, - всякое другое доброе чувство, расположение и деяние, равносильное указанным. - Долу же низводят: безстрашие Божие, где нет страха Божия, там всякая горесть, и гнев, и хула (Еф.4,31), по Апостолу, и последствия их, гордые мудрования, надмение лица, извращение очей (или подъятие), разширение ноздрей, прижмурение век, вздымание волос (волосы дыбом).

4) По грехам моим вижу я некоторых в среде братства развратившихся и забывших свои с Богом заветы и страшные обещания, - и то, что в будущем имеем мы стать пред страшным судилищем. О, несмысленные и косные сердцем (Лк.24,25), чтоб содержать в мысли, на что согласились и решились мы вначале! Не дали-ль мы обета - жаждать, алкать, наготствовать, терпеть осмеяния, брани, раны и даже смерть? Но где у нас ныне такие, когда мало-мало случится с кем что-либо неприятное, и он в конец разстроивается? - Придите же все в раздумье о себе, и восприимите страх Божий. Да не дерзает никто из нас возвращаться опять на то, от чего отказались. Не допустим, чтоб, жалея о мирянах, по причине осуетения их, сами были ими горько оплакиваемы и в сем и в будущем веке, по причине греховности нашей. Что из того, что тебе говорят: отче святый?! Что из того, что люди просят благословения у нас, когда сами мы остаемся неблагословенными и необузданными, как дикие звери?! - Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа да сохранит правоходящих путем Его, а поскользнувшихся опять да введет на стези заповедей Своих!

Слово 27

1) 1) Много трудов и терпения требуют дневные службы церковные, скудость в содержании, исполнение правил общежития, штрафы и епитимии; но как это ко спасению, и за это венцы; то мужайтесь.

2) Преуспевайте, чтоб быть мудрыми на добро и неразумными на зло; особенно слово ваше да будет благоустроено.

1) Молитесь и просите Господа, да даст мне слово в отверзение смиренных уст моих для утешения и воодушевления душ ваших: ибо вижу, братья мои, какой великий труд проходите вы каждодневно - в совершении бдения и исполнения правила молитвенного, просыпаясь на то в полнось и прежде полночи, и потом в определенные часы, седмижды в день становясь исповедатися Господеви о судьбах правды Его, с коленопреклонениями и множеством поклонов, при отражении злых помыслов и откровении их отцам, понесении стыда от того и исполнение епитимии за то, чрез что отражаются разжженные стрелы лукавого; приложу к сему преодоление дремания, воздержание с отсечением пожелания явств и питий, отдыхов и прогулок, до коих так охоча плоть, столкновение с братьями, покорное ношение одежды, иногда нечистой, неопрятной, нестатной и дырявой; и еще: того не говори, на то не смотри, того не касайся, туда-то не ходи, в том-то утесни себя, при том-то не малодушествуй, на то-то будь готов всегда, от того-то не отрывайся... все сие и подобное сему притрудно, тяжело, горько. Но как все то направляется ко спасению душ наших, то оно должно быть для нас сладко, легко и удобно, да возможем с Апостолом говорить о себе: во всех сих препобеждаем за возлюбившаго ны Господа и Бога (Рим.8,37). Венец небесный уготован нам венец мученичества, и радость неизреченная, и наслаждение вечными благами. Мужайтеся убо и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа (Пс.30,35).

2) Еще и еще поупражняйтесь в подвижническом и блаженном житии вашем, чтоб долговременным в нем пребыванием и стяжать богатство добродетелей и при возрастании телом преуспеть и возрастом духовным, сделавшись мудрыми и искусными в смирении, послушании и отсечении своей воли, немудрыми же и неразумными в превозношении, в противоречии и лукавстве: зане лукавнующии потребятся: терпящии же Господа, тии наследят землю (Пс.36,9). Не допускайте себя до того, чтоб быть преткновением друг другу в самовольных служениях, но всякий старайся извирать и делать то, что безвредно для ближнего. Слово ваше, чада мои, да бывает всегда во благодати солию расворено (Кол.4,5)

- Подавляйте прорывы диавольских похотений, и прогоняйте толпы вражеских помыслов; ибо от сего наше душевное здравие и благобытие, наше преуспеяние и доброе течение жизни и наша гтовность и пригодность на все доброе.

Слово 28

1) Вы, как добрая земля, кто такой, кто другой добродетели плод приносите. - Утешаюсь тем; но дивлюсь, как некие из вас после довольной и видной жизни помирились с нашей скудной и безвестной, а также и тому, как все вы отрешились от тиранства родственных расположений и других пристрастий: во истину, это мученичество.