«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Таким образом видишь, что как в душах апостолов, проповедавших св. веру и насаждавших Церкви, так и в содевании спасения верующими, все зависело от Духа Святаго. Его действом и апостолы успевали в насаждении веры, и верующие совершались в жизни по духу веры.

Так говорит нам книга Деяний. Обратимся теперь к Посланиям св. апостолов.

Обратив солунян к вере и основав из них св. Церковь, св. Павел вынужден был скоро оставить их и перейти в Ахаию. Беспокоясь же о них, пишет к ним из Коринфа послание, в коем воспоминая, как шло его у них благовестие Евангелия, говорит, что оно было не в слове только, но и в силе и в Духе Святе (1 Сол. 1–5), то есть в проявлении знамений и в сообщении особой силы убедительности его слову, пленявшему в послушание вере. – Затем прибавляет, что Бог и им даровал Духа своего Святаго (1 Сол. 4, 8), – и дает заповедь – не угашать сего Духа (1 Сол. 5, 18).

Галатяне приняли св. веру со всем жаром. Но ворвались к ним неправоучащие, – иудействующие, – и сбили их с прямого пути веры. Узнав об этом в бытность свою в Ефесе, св. Павел вразумляет их посланием, убеждая возвратиться к первоначальной чистоте принятой ими веры. Первое, чем он поражает их, есть указание на то, как они прияли Духа Святаго. Сие едино, – говорит, – хощу уведети от вас, от дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры? (Гал. 3, 2). Приятие Духа – благо высшее по общему сознанию и чувству всех принимавших его; сподоблялись же его только верующие чрез таинства. Апостол говорит: если чрез веру во Христа сподобились вы приять Духа Святаго – сие высшее благо, помимо закона, то какой смысл вязать вам себя этим законом, который ничего подобного никогда не доставлял и доставить не может?

Затем приводит им на память силу крестной смерти Господа, усвояемую верою. Сила же сия в чем? – В том, что чрез нее верующие приемлют Духа Святаго. Христос ны, – говорит, – искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва. Для чего? Да обетование Духа приимем верою (Гал. 3, 13–14). Столь великое средство – крестная смерть Бога воплощенна, не указывает ли, что и доставляемое им благо, – приятие Духа Святаго верующими, – есть наивысочайшее благо? Как выше того средства ничего и придумать нельзя, так и выше сего блага никакое другое немыслимо. Приятие Духа в вере христианской есть венец благ человечеству от воплощенного домостроительства.

Далее говорит апостол: сущие под законом суть рабы; верующие же в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, всыновление приемлют и суть сыны Богу. Вследствие сего Бог посылает в сердце их, яко сынов, Духа Сына, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4, 1–7)! Опять высшее в вере Христовой есть приятие Духа Святаго.

Выяснив таким образом, что высшее в христианстве есть приятие Духа Святаго, апостол отсюда уже берет и нравственные уроки: Духом ходите и похотей плотских не совершайте (Гал. 5, 16). Исчислив за тем дела плотские и плоды духовные (Гал. 5, 19–23), заключает: Аще живем Духом, Духом и да ходим (Гал. 5,25).

К концу пребывания своего в Ефесе св. Павел, узнав о некиих нестроениях в церкви Коринфской, писал туда послание. Так как у них это произошло от своеличных мудрований, то св. Павел с самого начала обличает суетность мудрости человеческой, говоря, что она пригодна только на житейское, но не призвана в руководительницы в делах Божиих. Здесь все открывает благодать Св. Духа. – И я, говорит, приходил к вам не с словесами мудрости человеческой, а с явлением Духа и силы. Благодать Духа Святаго, проявлявшаяся в моей среди вас деятельности, удостоверила вас в истине слова моего. Вы и уверовали не в силу своеличного постижения истины, а в силу действенности Духа Святаго (1 Кор. 1, 18; 2, 5).

К сему прибавил апостол: «Таинство веры мною проповедуемой есть премудрость Божия, в тайне Божества сокровенная. Ее никто не может верно знать, кроме Духа, испытующего самые глубины Божии. Сего Духа мы прияли, и Он открыл нам все домостроительство спасения. Мы от Него верно знаем все, дарованное нам от Бога, и вам возвещаем то не мудрствуя, а в простоте. Ведайте также, что и вы сами уразуметь истину спасения не иначе можете, как по просвещению от того же Духа, который нам открыл и открывает тайны его. Кто не имеет Духа, тот душевен есть; душевный же человек не приемлет (не понимает) яже Духа Божия, юродство бо ему есть, и не может разумети. Итак, поревнуйте стяжать и хранить благодать Св. Духа» (1 Кор. 2, 6–16).

Одним из верующих коринфян учинено было блужение, такое, которое и среди язычников даже не именуется. Обличив и отлучив от Церкви сего грешника, апостол перечисляет и другие многие грехи, заключающие вход в Царствие Божие (1 Кор. 6, 9), прибавляя к сему: Таковыми и вы некогда были, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). Не именем только Господа нашего Иисуса Христа, но и Духом Бога нашего, и сей Дух, совершив дело освящения вашего, не отошел, но в вас пребывает; так что вы посему храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16). Взирая с сей точки зрения на блужение вообще, апостол говорит: или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога (1 Кор. 6, 19). Аще же кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17).

Церковь коринфская богата была дарованиями духовными, что отчасти повело и к проявившемуся среди них разделению. Возводя их к единению, апостол берет побуждения к тому из того же самого раздаяния даров разных единым и тем же Духом Святым, говоря: Разделения дарований суть, а тойжде Дух. Комуждо дается явление Духа на пользу. Овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже Духом: иному же дарование исцелений, о томже Дусе: другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет..... Единым Духом мы вси во едино тело (чтоб составлять единое тело) крестихомся и вси единым Духом напоихомся (1 Кор. 12, 4–13). Таким образом, если кто верует, Духом верует; если кто уразумевает тайны премудрости Божией. Духом уразумевает; если кто пророчествует, Духом пророчествует; если кто молится, Духом молится. И ни одно вообще действие не бывает истинно богоугодно, коль скоро оно не совершается в нас и чрез нас Духом Святым, действия без Духа и не от Духа не суть настоящие христианские дела, кои все должны быть духовны. Посему всякий должен исповедать, что если есть в делах его что доброе, то оно таково от благодати Св. Духа, – исповедать со апостолом: Благодатью Божиею есмь, еже есмь (1 Кор. 15, 10).

Выбыв из Ефеса и направляясь в Элладу чрез Македонию, св. Павел пишет с дороги второе к коринфянам послание.

В нем, имея нужду подтвердить неложность обетования наследия вечного Царствия Божия, он говорит: «Извествуяй же нас с вами во Христе, т.е. удостоверяющий нас в неложности обетований о Христе, есть Бог». Чем же именно удостоверяет в сем Бог? Тем, что запечатлел нас и дал в сердца наши обручение Духа (2 Кор. 1, 21–22). Духа Святаго дал нам Бог, как залог наследия, давая разуметь, что это только задаток, – прочее получите в будущем веке...

Далее пишет: «Моисей, сходя с горы, покрывалом покрыл лице свое, в знамение того, что на ветхом завете лежит покрывало, сквозь которое читающие его сами собой проникнуть не в силах». Покрывало сие престает о Христе; когда кто обращается к Нему, взимается покрывало. Как? Духом Святым. Ибо идеже Дух Господень, ту свобода: свобода от препон к ведению истины, потому что Дух Божий вводит дух наш в сокровищницы Божии и дает разуметь тайны Его; свобода от стеснения сердца страстьми, мешающими беспрепятственно совершать шествие путем добродетели, потому что Дух Святый дает силу препобеждать их и отгонять. Сим Духом просвещаемые, руководимые и укреплямые, мы преобразуемся от славы в славу (2 Кор. 3, 12–18).