Продолжаем общаться с ребенком. Так?

(В этих фразах отстраненное суждение и вторжение в личное пространство. Люди не любят, когда их "вычисляют".)

Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: "Ничего, пройдет", "Я тебя понимаю, но не стоит так сокрушаться", "Это пустяки", "У меня тоже так было и ничего, выжил."

(Вместо того чтобы разделить переживание собеседника, "сочувствующий" принижает или обесценивает его чувства. Это несправедливо и обидно.)

Конечно, в жизни все эти типы фраз перемешаны и редко встречаются в чистом виде. Например, возьмем случай: огорченный сын приходит из школы и сообщает, что получил двойку. Отец говорит:

Ну вот, я так и знал! Ну что мне теперь с тобой делать?! Человеческих слов ты не понимаешь, лоботрясничаешь! Неужели ты не видишь, как родители для тебя стараются? И вместо благодарности эти твои замечательные "успехи"!

Я все это дальше терпеть не намерен, придется принимать меры!

Вам, наверное, будет нетрудно узнать в этой тираде отца смесь разных типов традиционных реплик без стремления услышать и понять проблему сына.

Научиться активно слушать непросто. При активном слушании приходится внимательно наблюдать, эмоционально отзываться, быстро схватывать смысл, владеть языком и многое другое.

К тому же надо отрешиться от себя, своих мыслей и переживаний, поместить себя в "кожу" собеседника. Важно знать, что все эти трудности преодолимы, правда, не сразу. Нужны упражнения и тренировка. Впрочем, желание упражняться обычно поддерживается радостью первых успехов.

Приведу несколько удачных примеров. Первый короткий рассказ мамы.

Моей дочке два года и десять месяцев. Вчера идем с ней на занятия. Дочка застревает около любимого сугроба. Говорит:

Не хочу на занятия, хочу гулять! Не хочу на занятия.

Хочешь погулять.

Да-а!

Хочешь в сугробе поваляться.

Да-а!

А что тебе мешает?

Очень сильно задумывается. Потом:

Не знаю.

Еще думает, я молчу, она еще пару раз говорит: "Хочу гулять". Потом думает еще, и вдруг произносит:

Пойдем на занятия.

В этой сценке мы видим, как мамино активное слушание помогло ребенку самостоятельно решить проблему. Кроме того, видно, что если контакт уже установился (мама дважды получила от девочки "да-а"), то один ее вопрос процессу не помешал.

Еще один пример, записанный молодой девушкой, которая впервые попробовала активно послушать ребенка.

Сестра попросила меня посидеть с ее дочкой. Они с мужем должны были уехать и вернуться поздно. Олечка очень болезненно реагировала на отсутствие мамы. Для нее это всегда было стрессом и кончалось слезами, которые долго нельзя было остановить. В результате Олю было сложно уложить спать, и ночью чаще всего она спала плохо, ворочаясь и вздрагивая. За исключением последнего раза, я никогда не разговаривала с ней методом активного слушания.

На этот раз события развивались так: Оля села на кровать, сгорбилась, скорбно сложила руки и захныкала: "Я хочу к маме!". Мама к этому времени еще не ушла, одевалась в соседней комнате. Я молча подсела к ней и начала гладить ее по плечу. Она надула губы трубочкой и еще более плаксиво повторила: "Я хочу к маме мое-е-е-ей!".

Я опять ничего не сказала, только глубоко и сочувственно вздохнула и продолжала гладить ее по плечу. Тут она посмотрела на меня, залезла ко мне на колени, уткнулась лицом в грудь и начала плакать, всхлипывая. Я обняла ее и сказала: "Ты будешь скучать по маме. Тебе бы хотелось, чтобы она сейчас осталась с тобой". Оля покачала головой в знак согласия и через несколько минут уже перестала плакать.

Честно говоря, для меня это было очень удивительно. Я не ожидала такого быстрого эффекта. "Маме надо уйти, и ты это понимаешь, но тебе все равно так хочется, чтобы она осталась", продолжила я. Оля опять покачала головой. Я не переставала гладить ее по плечу, слегка покачиваясь. "Ты у меня умница. Мне нравится, что ты перестала плакать Тебе грустно, но ты не будешь расстраивать маму и плакать у нее на глазах". Я посмотрела Оле в глаза и улыбнулась. Она улыбнулась мне в ответ, опять прижалась к груди и спросила: "А ты почитаешь мне книжку?".

Первый раз за долгое время сестра ушла из дома без бурных Олиных истерик. Я почитала Оле обещанную книгу. Она достаточно быстро уснула и спала спокойно.