Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Слава Премилосердому Господу, что Он даровал тебе чувство к возвращению в монастырь, совсем было поколебавшееся... Хотя бы ты в мире осталась, что же нам до этого, люди живут и в мире, и мирны бывают, но ты, уже посвятивши себя жизни монастырской, и оставя> ее, не могла бы быть мирною, да и в содержании сомнительно... (преп. Лев).

Живя в обители хотя и скудно, но удобнее к смирению и лучше смиришься... (преп. Лев).

Если будешь жить по-монашески, то и на будущее время никто тебя не потревожит, и ты останешься в обители навсегда (преп. Амвросий).

Если кто скажет: "Зайдите", то скажи: "Я теперь в кислом расположении, - не могу" (преп. Амвросий).

...В обители... будут спасаться девы, и вообще лица женского пола, желающие уневестить души свои Христу, хотя по немощи человеческой живут и будут тут жить с некоторыми ошибками. Святой апостол Павел пишет: "не похвалится всяка плоть пред Богом" (1 Кор. 1, 29). Ив Ветхом Писании сказано: "несть человека, иже поживет и не согрешит" (Ср.: 3Цар. 8, 46). Наконец, часто повторяется многими и русская пословица: ошибка в фальшь не ставится (преп. Амвросий).

Да исполняется над всеми Евангельское слово Христово: "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). А вас собралось "о имени Христове" не две и не три, а немалое множество. Правда, что в большой семье бывает не без урода, но делать нечего, и это следует потерпеть. А иначе, когда все будут хороши, и возгордиться можно (преп. Амвросий).

Сострадаю вам в скорбях ваших среди неудобств и неустройства обители. Впрочем, ждите милости Божией, пока благоволит Господь изменить положение дел обители вашей. Един Он все ведает и Един всем управляет или прямою Своею всесильною волею, или промыслительным попущением по причинам, Ему только известным вполне, людям же известным только отчасти, отчасти это за грехи наши и за жизнь, несообразную нашему званию. Сам Он чрез пророка Амоса говорит: "несть зла во граде, егоже не сотворих" (Ср.: Ам.3, 6), зло - то есть бедствие. Также апостол Павел пишет: "Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев?" (Рим.3,5) Думаю, помните вы сами церковную повесть: когда один святой пресвитер молился Богу, чтобы избавил от епископа, отягчавшего город разным неподобным нестроением, в ответ на его усердную молитву услышал глас: для этого города потребен был епископ еще худший. Мое грешное мнение: если бы каждый из членов, или, по крайней мере, многие, составляющие общество ваше, вместо ропота, обратились к Богу с усердным молением и исповеданием немощей своих, и желанием впредь направляться к стезям монашества по силе и возможности, то скорее бы, кажется, благоволил Всеблагий Господь изменить главную вину настоящей тяготы и неудобства и чрезмерной общей скорби... Советую вам, хотя и нелегко это, оставить человеческие изветы и извинения и обратиться за помощью к Единому Богу Сердцеведцу, Единому могущему все изменять и устроять, якоже Сам весть, паче чаяний и ожиданий человеческих. Святой Златоуст в письмах к Олимпиаде говорит, что Бог тогда только начинает являть Свою силу, когда оскудеют все человеческие соображения, и готово явиться безнадежие, "чтобы, - по слову Апостола, - надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых" (2 Кор. 1, 9) (преп. Амвросий).

...То, что тебе кажется, что начальница тебя вышлет из обители, и что ты пленяешься этим помыслом, - и это обольщение вражие, потому что тебя еще никто не гонит, а только эта мысль тебя отводит от настоящего монашеского дела. Когда погонят, тогда видно будет (преп. Амвросий).

Ты пишешь, что не можешь равнодушно смотреть на м. Игуменью и потому удаляешься всячески, чтобы не являться ей на глаза. Это не хорошо и не полезно тебе, лучше с усердием и с верою помолиться Господу Богу о ней, как умеешь: тогда, может быть, и изменит в ней Господь неправое понятие о тебе, если это нужно будет, потому что, по слову Апостола: "се, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3, 12) (преп. Амвросий).

...Писала ты, что приходил какой-то человек, от которого слышался смрад и зловоние, и после восстала на тебя сильная брань, а ты его неосторожно пустила в свою келью, и спрашиваешь меня, кто это такой?! Просто человек, одержимый различными страстями, но, думаю, подосланный к тебе попущением вражиим. Ты испытала эту брань, а сестра N. испытала сильную и долгую брань после того, как мирская женщина посидела на ее кровати. Вперед обе будьте осторожны в приеме мирских людей, презирая все благовидные к тому предлоги... "Время всякой вещи" (Еккл.3, 1)... Время принимать людей и время не принимать (преп. Амвросий).

...Старайся жить в монастыре страннически, себе внимая и помалкивая, и не входя ни в какие дела. Тогда и уразумеешь самим делом Апостольское слово: "любящим Бога... все содействует ко благу" (Рим. 8, 28). Сказано в псалмах: "многи скорби праведным: многи раны грешному" (Пс. 33, 20; 31, 10). В каком бы положении христианин ни находился, не может избежать скорбей и болезней (преп. Амвросий).

В прежнем письме ты писала, что весной собираешься уехать куда-то из обители. Один выезд не удался. Советовал бы я тебе не делать других попыток, чтобы не случилось подобного. Тогда еще больше будет нареканий и больше придется терпеть неприятностей. Вернее и лучше терпеть на одном месте. Есть русская пословица: на одном месте и камень обрастает. А в старчестве сказано: сиди в келье своей, и келья всему тебя научит (преп. Амвросий).

Сердечно желаю тебе, по возможности, успокоительного жития, елико возможно есть в юдоли сей плачевной, в ней же плачевным житием со смирением достигаем радости неизменной и нескончаемой, которую да сподобит нас Всеблагой Господь получить терпением и долготерпением, так как и праведным многи скорби, и грешным многи раны и уязвления, то кроме смиренного претерпевания переносить все это неудобно. Помолимся Господеви, да подаст нам помощь Свою, и веру, и мужество, и благое произволение к исполнению Божественных заповедей, и молитвенного келейного правила, и прежде сего хождения на церковные службы, со страхом Божиим, и вниманием, и благоговением, во сретении сестер и матерей благопокорным и благоприличным обращением, и подобающим поклонением, памятуя Евангельское слово: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7, 12). Просто - в новой келье желаю тебе обновления духовного и успокоения душевного (преп. Амвросий).

Пишешь о послушнице N., которая все хочет поступить в сестры милосердия, но, наконец, слава Богу, уселась. Если опять станет смущаться, скажи ей, что если она убежит из монастыря, то враг ее поймает. А послушнице N. не советую, ради близости родных, перейти куда-нибудь подальше. Враг нигде не оставит искушениями. Касательно же своего положения, помни Апостолом вкратце выраженную волю Божию: "ко всем долготерпите, всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия" (1 Фес. 5, 14, 16 - 18). Если не можем еще радоваться, то, по крайней мере, постараемся не скорбеть паче меры, а вооружаться терпением и долготерпением, памятуя сказанное от Господа: "претерпевши до конца, той спасен будет" (Мф. 10, 22) (преп. Амвросий).