Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Теперь пришло время испытания, в вере ли мы? Веру может соблюсти тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего. Сохранить веру может только тот, кто хранит себя от всякого греха по Евангельскому слову: "свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы..." (Ин. 3, 19) (преп. Никон).

Господь иногда попускает человеку быть как бы оставленным, но все же хранит и ведет душу ко спасению. Это попущение Божие может касаться целого общества верующих. Наше дело - смиренно хранить веру Христову. Если вера сохранена - есть и надежда спасения. Вера должна сохраняться с воздержанием от всякого греха (преп. Никон).

...Прошу вас жить благочестиво, чтобы соблюсти веру Православную, чтобы никто и ничто, никакие обстоятельства, никакие скорби не могли отторгнуть вас от нее, а для этого нужно непременно молиться, просить помощи Божией сохранить веру свою непорочною (преп. Никон).

Если кто тебе скажет: "Ваша и наша вера от Бога", то ты, чадо, ответь так: "Кривовер! Или ты и Бога считаешь Двоеверным?! Не слышишь, что говорит Писание: "Един Господь, едина вера, едино крещение" (Еф.4, 5) (преп. Анатолий).

"Я говорила как-то батюшке пишет его духовная дочь> об одной семье, что мне всех их очень жаль, - они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, - их воспитывали в таком неверии, или были другие какие причины". - Батюшка закачал головой и так гневно сказал: "Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога, стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться. Конечно, молиться за всех можно" (преп. Амвросий).

"Некоторые, - говорил... старец, - отрекались от веры в Бога из подражания другим и по ложному стыду. И вот случай: один так-то не верил в Бога. А когда, во время войны на Кавказе, пришлось ему драться, он в самый разгар сражения, когда летели мимо него пули, пригнулся, обнял свою лошадь и все время читал: "Пресвятая Богородице, спаси нас!" А потом, когда, вспоминая об этом, товарищи смеялись над ним, он отрекся от своих слов". Затем батюшка прибавил: "Да, лицемерие хуже неверия" (преп. Амвросий).

Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет: "будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10, 16).

Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид или досад и подобного (преп. Амвросий).

Женщина без веры жить не может. Или она после временного неверия опять скоро возвращается к вере в Бога, или же начинает быстро разлагаться. Другое дело мужчина: он может жить без веры. Окаменеет совершенно, станет соляным столбом, - таким окоченелым и живет. А женщина так не может... (преп. Варсонофий).

Воздаяние

Помни того патриарха, который, оставив престол, трудился незнаемый в числе рабочих. И когда, изнемогая под тяжестью труда, однажды усомнился, будет ли ему за это награда, увидал возле себя идущего прекрасного юношу. Когда патриарх его спросил: "Зачем он тут?" - юноша ответил: "Я считаю все твои шаги на работе и каждый твой вздох" (преп. Анатолий).

Я ему советовал указать тебе басню Крылова "Стрекоза и Муравей". К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста - все плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, т. е. помнила бы, что за сладостью - расслабление, за мирскою веселостью - скука, за пресыщением - тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. На что крепок зуб, и тот у сладко едущих подается и рассыпается, как песок. Потому-то Святая Церковь, наша Учительница, и поет: "Кая сладость бывает печали не причастна? Кая ли слава стоит на земли непреложна? Вся немощнейша! Вся соний прелестнейша!" И Крылов, светский писатель, сказал свою "Стрекозу" не тебе одной и не мне, а всему свету, т. е. кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней (преп. Анатолий).

Конечно, тогда несколько потужат те, кои здесь бегали от скорбей, которые там венчают скорбевших, и всякая слеза, всякая душевная рана там воссияет паче дорогого алмаза; но все же радость всеобщая будет так велика, что мы только, глядя на ближних, будем утешаться и веселиться. Так хороши там будут все страдавшие здесь (преп. Анатолий).

Там все поставится на вид, все взвесится, все оценится, все наградится сторицею: и болезни, и озлобления, и немощи... (преп. Анатолий).