Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Вопрос: "Батюшка, из братии у одного я вижу то, у другого другое..." Ответ: "Ну, вот - это диавол всегда так. Он иногда нам представляет взгляд брата совсем другим, не таким, какой он на самом деле. Тебе кажется, что брат посмотрел на тебя злобно, оскорбительно для тебя, а на самом деле этого вовсе нет. Так он может представлять нам что-либо другое. Вот какой был здесь случай. Был здесь один иеромонах о. Венедикт и еще монах о. Арсений, монах хорошей жизни. Он почти не выходил из кельи вследствие своей болезни, вел особую жизнь. Один раз о. Венедикт идет к себе в келью, а у крыльца о. Анатолия он видит, стоит о. Арсений. Взгляд у него какой-то злобный, враждебный, под благословение не подходит. Отец Венедикт посмотрел на него и прошел мимо с великим удивлением. Идет он и только что начал заворачивать за в церковь, ему навстречу с совершенно противоположной стороны идет о. Арсений. Лицо у него веселое, подходит он под благословение. Отец Венедикт, еще больше удивляясь, спрашивает: "Где ты был?" - "У отца Тимона". - "Как? Я сейчас видел тебя> около крыльца батюшки Анатолия". - "Это тебе померещилось. Сам видишь, откуда я иду". Тогда о. Венедикт пошел за разрешением сего к батюшке Анатолию. - "Ну, что же здесь удивительного? А еще ты иеромонах, а этого-то не знаешь? Это был, конечно, бес в облике о. Арсения"... (преп. Варсонофий).

Паук ленивый сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет, - как только попадется муха, сейчас и голову ей долой, а муха-то жужжит... Так и враг всегда протягивает сети: как кто попадется, сейчас ему и голову долой... Смотри, не будь мухой, а то также зажужжишь (преп. Амвросий).

Вопрос: "Что значат слова: "Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего" (Еккл.10, 4)?" Ответ: "Слово владеющаго относится к искусителю, врагу нашему душевному, который чрез то, что человек преслушал заповедь Божию и послушал злое внушение врага, сделался князем мира и князем, владеющим чрез послушание человеческое. Он, как Адама с Евою прельстил под благовидным предлогом, так и теперь тем же способом прельщает многих, если не возможет кого обольстить собственными внушениями, то старается смутить человека и ввести в искушение чрез друзей и знакомых, под благовидными предлогами. Помни это и старайся не забывать, также помни и сказанное в старчестве: "сиди в келье твоей, и келья твоя тебя всему научит". Это тебе тем более прилично, что заботишься о внутреннем монашестве, так как ко внешнему не совсем способна по слабому телосложению и нежному воспитанию. И Господь более взирает на сердце, нежели на лицо, или внешнее делание человека, хотя от здоровых телесно и это требуется. Впрочем, и слабым здоровьем, но понуждающимся по евангельскому слову и внешнее делание большую приносит пользу, если безропотно проходить оное. Смиряться же потребно, и полезно, и необходимо всем, как крепким, так и особенно слабосильным. Смирение может заменять внешние труды. А без смирения и большие подвиги не могут приносить пользы (преп. Амвросий).

Врачевание души

Когда же справедливая на него падает вина, как вы объясняете, Бог ему судья, и я не забочусь защищать его в порицании. Но желаю, чтобы он уврачевался в своей совести, в таком намерении я прочитал ему ваше писание, как очистительную микстуру, и он, хотя и нехотя, всю ее проглотил до капельки и довольно поморщившись содрогнулся, охуждая, что она слишком противна, а я ему хвалил, что она полезна. Лекарство обыкновенно не лакомо вкусу - но весьма противно, однако мы принимаем его, невзирая на отвращение натуры, как целебное и недуга избавляющее; и для здравия телесного какой не принимаем дряни внутрь произвольно для здравия телесного, а для души не то же ли надобно принимать как исцеляющее главный недуг гордости нашей (преп. Моисей).

Время

И кто успел зажечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник-то и есть эта молитва. Сердце - фитиль, молитва - огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном - действие Духа Святаго или наслаждение в невестнике с Небесным Женихом. Потому-то я вас и увещеваю и прошу: не дремите, не губите времени в смехах да шутках, невозвратимого времени; все эти временные утехи обратятся в уголь горящий, в омерзительное зловоние, в невыносимую темноту, а убежать будет некуда. И потому Господь сказал возлюбленным Своим: "Бдите и молитеся, да не внидете в напасть" (Мф. 26, 41)... (преп. Анатолий).

Всепрощение

...Прошу вас проступок сей подвести под милостивый манифест, о котором в нынешние святые дни часто в святом храме велегласно возвещалось: простим вся Воскресением (преп. Антоний).

Высокоумие

Что же касается высоких дум - бойся их как огня. "Мерзостен перед Богом всякий высокий" высокосердый> (Ср.: Притч. 16, 5). Пред Ним, Чистым и Святым, - "самое небо нечисто". И что такое наша всякая правда? Оценил давно пророк Исайя: "рубище жены нечистыя поверженное!" (Ср.: Ис. 64, 6).

Спрашиваешь, как бы не сбиться с сего пути? Послушай не меня гнилого, а Самой Вечной Истины, Иисуса. "Озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9, 62) (преп. Анатолий).

Гадание