Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Милостыню подавать, если лишние деньги будут (преп. Амвросий).

Когда кто просит тебя что купить, покупай до тех пор, пока денег не будет, а тогда скажи, что денег нет (преп. Амвросий).

Дерзость

Вот что говорила дерзко, это неловко, но все же грех не к смерти. Сто раз еще погрешишь и сто раз встанешь, и Господь всякий раз тебя примет, и простит, и не помянет уклонений твоих, только по силе смирись (преп. Анатолий).

...У дерзких девочек - все зависть, злоба, раздражительность, гнев, блуд и все непотребства. Исправься, Г., время не ушло (преп. Анатолий).

Если перебивать разговор, то это дело дерзости (преп. Амвросий).

Диавол

...Что нападает на вас диавол, о том сердечно скорблю и прошу Бога, да разженные стрелы его против вас сокрушатся. Сей душегубец не иным чем отходит от нас, только молитвою и постом, и не иным чем гордая и бесстудная выя его стирается, как токмо смирением. А как мы сразиться с ним не сильны, то посему святой Иоанн Дамаскин научает нас прибегать к Богу и со смирением говорить: "от юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!" Упоминаете, что и молящуся вам и постящуся он горше первого нападает на вас, о сем не смущайтесь, но еще и поразумевайте бессилие его, что он на лежачего напал. Это ему бесчестие, а не нам. Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Тайн или ожидает встретить какой-нибудь великий праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день той проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда, и кроме иного искушения, оскверняет не тело только, но и самую душу нашу, чему примером могут быть евангельские юродивые девы, которые во всю свою жизнь хранили девство и любили чистоту, но без милосердия осуждали других грешащих, а потому и Небесного Жениха Христа не удостоились встретить и в брачный Чертог Его не впущены, хотя и долго в двери милосердия Его толкали и просили, но услышали: "не веем вас". Посему и вы, возлюбленные, наипаче всего блюдите око свое от зазрения и осуждения ближних, чрез что стяжешь чистоту не телесную только, но и сердечную и удостоишься увмдеть Господа, по неложному обещанию Его: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5,8) (преп. Антоний).

Дневник

Я писал каждый день и перечитывал свой дневник так: приходит, положим, 20 августа или другое число, я беру все с вои дневники и прочитываю, что думал и чувствовал, и делал в это время, в это же число и месяц и другие годы. Это великое дело так следить... (преп. Варсонофий).

Добродетели

Да разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божии: "Вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя" (ср.: Ис.64,6). Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики (преп. Анатолий).

Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда... (преп. Анатолий).

Значит, всяк, кто желает достигнуть Христова Царства, не должен, озираясь, припоминать свои высокие добродетели и особенно высокие думы, - а зреть подвиги и славу святых: и будем с ними! А свои зри немощи, грехи и исход души, и ужасающие истязания тогдашние и не согрешишь (преп. Анатолий).