О божественных тайнах и о духовной жизни
30 Букв. "гладь океана мира естества Его". ^
31 Или "Шехины невидимости". См. прим. 22 к Беседе 5. ^
32 Учение о девяти чинах ангелов заимствовано преп. Исааком из ареопагитского трактата "О небесной иерархии". ^
33 Т.е. возгласов "Свят, свят, свят!" ^
34 Букв. "места святыни". ^
35 Ср. Ис.6:4. ^
36 Сир. su'ranaya соответствует греч. praktikos (деятельный, практический). ^
37 Или "Промысла". ^
38 Букв. "удалившись". ^
39 Букв. "не воскипают движения (zaw'e)". ^
40 Букв. "о том, что Его и что в Нем". ^
41 Букв. "его чувствительность противится". ^
42 Тема опьянения любовью Божией - одна из основных в восточно-христианской мистической традиции: ее мы находим у Оригена, св. Григория Нисского, преп. Ефрема Сирина и многих других авторов. ^
43 Вар. "по причине своего открытия". ^
44 Ср. Лк.9:54. ^
45 Вар. "в результате своего открытия". ^
46 Вар. "с открытой области борений". ^
47 Букв. "познанию опытов (испытаний) с помыслами". ^
48 Вар. "умственную область борений". ^
49 Букв. "перемены". ^
50 Вар. "на стадионе". ^
51 Ср. 1 Кор.9:24-25. ^
52 Вар. "спасения". ^
53 Букв. "полные преткновения". ^
54 Вар. "на всех наших> часах" (т.е. на богослужениях часов). ^
55 Букв. "через чистоту". ^
56 Букв. "движения". ^
57 Ср. Фил.4:18. ^
58 Сир. hullale - термин, означающий также разделы Псалтири, которые читались за богослужением. См. прим. 11 к Беседе 35. ^
Беседа 11
О созерцании тайны Креста; и какую силу несет он невидимо в своей видимой форме>, и о многих тайнах домостроительства Божия, которые совершались среди древних; и совокупность этого во Христе, Господе нашем; и как> совокупность этого несет в себе> всесильный Крест.
1. В каком смысле и чей образ являет нам форма Креста, который содержится у нас в такой чести и которому радостно, с любовью и ненасытимым желанием поклоняемся, история которого как бы всей твари известна и повторяема ею?
2. Но как божественная сила таинственно живет в нем, - точно так же, как Бог имеет обыкновение действовать во всяком поколении, показывая чудо силы Своей в том, что на материальных1 предметах во все времена помещает Он страшным образом Свое честное имя и являет в них миру чудеса и величие и посредством их оказывает великие благодеяния человечеству, - все это мы опишем>, насколько возможно, простым словом о силе достославной и вечной, которая пребывает в Кресте, так чтобы стало понятно, что Он есть Бог, Который совершает и действует все во всем2 - как среди древних, так и среди людей> недавнего времени>,3 и во веки.
3. Мы не говорим о силе в Кресте отличной от той, благодаря которой миры пришли в бытие, силы> вечной и безначальной, ведущей творение во все времена и непрерывно, божественно и превыше всякого знания,4 в соответствии с волей Божества Его.
4. Что же? Неограниченная сила Божия живет в Кресте, так же как она жила непостижимым образом в том ковчеге,5 которому Народ6 поклонялся с великим благоговением и страхом, - жила>, совершая в нем чудеса и страшные знамения среди тех, кто не стыдился называть его даже Богом,7 то есть, кто смотрел на него в страхе, как бы на самого Бога, ибо честь досточестного имени Божия была на нем. Не только Народ почитал Его под этим именем, но и иные вражеские народы: Горе нам, ибо Бог Народа пришел сегодня в стан.8 Та самая сила, что была в ковчеге, живет, как мы веруем, в этом поклоняемом образе Креста, который почитается нами в великом сознании присутствия> Божия.9