О божественных тайнах и о духовной жизни

19. И через наше приближение к Нему и всматривание в Него мы сразу сознательно восходим умом своим на небо. Как бы благодаря некоему невидимому и сверхчувственному видению и почтению по отношению> к человечеству Господа нашего поглощено сокровенное видение наше неким созерцанием таинства веры.

20. Поэтому мы не стыдимся называть Его36 также Господом, Спасителем и даже Богом, ибо должны мы приносить молитву Ему как Создателю.37

21. Все это, как мы веруем, принадлежит тому Человеку, чей Крест> благоговейно почитается нами во имя Его и из-за Него; и все, что относится к Кресту>, говорится о Нем. Мы также без опасения называем человечество38 Господа нашего, Который поистине есть Человек, Богом, Создателем и Господом, и слова о том>, что Его руками были устроены миры и все было сотворено,39 мы божественным образом относим к Нему.40 Ибо Тот,41 Кому принадлежит все это, добровольно вселился42 в Него43 и дал Ему честь Своего Божества и власть над всем, по причине благодеяний, которые тварь через Него должна была получить и начало которым было положено> на Кресте. Также и ангелам приказал Он служить Ему, по словам блаженного Павла: Вводя Первородного во вселенную, Он сказал: И да поклонятся Ему все ангелы Божии.44 Ибо Он даровал Ему быть поклоняемым вместе с Собою без различения, единым поклонением: Ему - Человеку, Который стал Господом, и Божеству равным образом. Хотя естества сохраняются с их свойствами, нет никакого> различия в чести.

22. Ибо мы веруем, что все, что относится к Нему,45 поднято до Того,46 Кто принимает это на Себя, возжелав, чтобы Он47 участвовал в этой славе. Через Крест стало известным для нас все это, и точное знание о Создателе получили мы через этот предмет, который столь презренным считают неверующие.

23. Во Христе поистине удостоены любви Создателя и любви друг к другу все словесные существа - ангелы и люди равным образом,48 ради> единого исповедания единого Бога, Господа всего.

24. Ибо Крест - это одеяние Христа, точно так же, как человечество Христа - одежда Божества Его. Так Крест служит> образом, ожидая времени, когда истинный Прообраз будет явлен: тогда те предметы будут не нужны. Ибо Божество живет в человечестве неотделимо, без конца и навеки, то есть без ограничения. Поэтому мы смотрим на Крест как на место Шехины Всевышнего, святилище Господне, океан тайн домостроительства Божия.

25. Этот образ Креста являет нашему оку веры тайну двух Заветов, как было показано выше в своем месте. Ибо это также печать домостроительства Спасителя нашего.

26. Когда бы ни смотрели мы на Крест таким образом,49 с утихшими мыслями,50 собирается и встает перед внутренними очами нашими воспоминание всецелого домостроительства Господа нашего.

27. Тот, в Ком обитает полнота Божества телесно,51 как человек входил в двери грешников, презренный и умаленный перед людьми, не имевший ни величия, ни вида, по словам Исаии-пророка.52

28. О чудо! Создатель в человеческом облике> входил в дом мытарей и блудниц, и когда они благодаря Ему53 обращались к Нему, Он убеждал их, давая им уверенность в примирении с Ним посредством учения Своего. И слово истины запечатлел Он истинными свидетельствами в силах и знамениях. И красотою вида Его и любовью Его привлечена была вся вселенная к единому исповеданию Бога, Господа всех, и знание о едином Создателе было посеяно в каждом человеке.

29. И наконец все, кто приняли учение Его, утвердились в надежде, которую Он дал им, благодаря тому, что> Своей собственной Кровью запечатлел слова Свои, сказанные> им. Смертью Своей и воскресением Своим утвердил Он двенадцать мужей, которые из всего рода Адамова для этого служения были избраны по предведению Господа. И среди неизреченного великолепия Он54 поднял Его к Себе на небо - на то место, куда не ступала ни одна тварь, но куда Он пригласил Своим собственным действием все словесные существа>, ангелов и людей - к тому блаженному Входу, чтобы наслаждаться в божественном свете, в который облачен Человек,55 исполненный святости и в чести и сиянии неизреченном пребывающий теперь с Богом.

30. Таковы тайны, которые несет в себе> святой образ Креста: это причина сил, которые Создатель совершает через него для всего мира. Таков образ>, которому мы с радостью поклоняемся и который> почитаем: от вечности отмечен Он был в сознании Создателя, чтобы через этот образ Он мог дать всякому познание славы Его и свободу, которую намеревался Он прибрести через него для всего человечества.

31. Благословен Бог, Который посредством материальных56 предметов на всякое время таинственно приводит нас к знанию невидимости Своей; Он сеет и напечатлевает в разуме нашем память о заботе Его о нас во всех поколениях, посредством видимых форм связывая разум наш любовью к сокровенности Его.

32. Да возвеселятся сердца наши в тайнах веры, которыми мы обладаем; возликуем о Боге, Который так много заботится о нас. Войдем созерцанием разума нашего в это восхитительное дело, которое Он предпринял ради нас. Возрадуемся в надежде, которая открылась нам, чадам Христовым, в тайне Нового Завета, который мы получили через Него.