О божественных тайнах и о духовной жизни

59. Кто же не стремится овладеть тем, что не требует телесных трудов и что достигается не телесными трудами и не телесной силой, но может быть обретено и в немощном состоянии, тот из-за небрежения разума своего оставлен наедине с собой и заслуживает порицания от Бога.181 Бог не столько нуждается в продолжительном служении, сколько в добродетели воли: добродетельная душа избирается Богом не благодаря делам, но благодаря добродетельной воле, направленной> к Нему, и сердцу, страждущему на всякий миг. Подобным образом, не отвергает182 Он грешную душу на основании183 дел ее, ибо часто делам возбраняется совершиться> по разным> причинам. Но и без участия> воли совершаются многие дела> - как хорошие, так и плохие. Бог же смотрит на устремленность воли - на то>, в чем она находит удовольствие. И достаточно для Него добродетели души, даже без дел, если нет возможности для совершения дел>, как сказал Блаженный Толкователь:184 "Господь наш видится в законодательствах Своих делающим тщательное испытание воли души, а не дел".

60. И в другом месте, как бы от лица Господа, говорит он, в соответствии со смыслом слов Его: "Я требую воли и не разузнаю о делах, ибо довольно для Меня души, которая с совершенной волей прилепляется к добродетели. Те, кто под законом Моисеевым, разузнают о делах, испытывая угрызения совести по поводу> различных ошибок, даже малых. Те же, кто принадлежит Моему закону>, даже если поступают неправильно, будучи людьми, пребывают в радости, зная, что избирают добродетель в совести своей".185

61. О самоистощании186 нет мне нужды напоминать тебе. Нет у нас намерения говорить обо всем, тем более, что> не говорим мы с кем-то, кто не знает Писаний. Ибо ты хорошо знаешь, что без отречения этот монашеский> образ жизни не совершенен. Этот путь есть путь> бедности. И кто в видимых предметах> не верует в Бога, ясно, что весьма далек он в разуме своем от надежды на грядущие блага> и на те вещи, сила истинности которых только и ощущается разумом благодаря вере: вещи, о которых шла речь в этом слове с самого начала187 до настоящего момента. Ведь именно надеждой усовершается этот образ жизни. "Никто, несущий бремя земных забот>, не воспарит на небо", как написано.188 Ибо никто, связанный делами мира сего, не может угодить Избравшему его. Но напомню тебе о том, что необходимо.

62. Если решился189 ты совершенствоваться в добродетели, никогда не позволяй себе> смотреть на женщину и не проходи вблизи нее. Враждебны воспоминания о женщинах> этому монашескому> размышлению; ибо ты - отшельник, чей разум возвышен над тленными вещами>. И если помысел о них190 беспокоит разум, насколько больше - зрение лица их или звук голоса191 их. Не надейся на старость или на добродетель разума твоего - не потому, что ты по-другому настроен>, но потому, что это полезно: ибо то, что уже испытано многими людьми, не должны мы стремиться проверить на себе>! Лучше сиди в келлии твоей и занимайся спасением жизни твоей, ожидая исхода твоего из мира, как человек, который знает, что он смертен. Следи за помыслами своими и не думай о ком-либо плохо> и не смотри ни на кого как на дурного: в другое время по-другому увидишь ты его - того, кто сейчас кажется тебе дурным. Поэтому не следуй помыслам, которые показывают тебе то, что хотят. Если есть у тебя> любовь, она покроет также ошибки других>; отсутствие же любви происходит от помрачения192 души.

63. Кто ближнего своего не любит, но говорит, что любит Бога,193 тот, сам того не сознавая, полностью сбился с пути. Ничто так не прогневляет Бога и не противно Ему, как человек>, который, сидя в келлии, думает о своем товарище: и сделал он келлию свою судилищем, а сам он - судья, и судит он недостатки других. И при всем том> считает он себя кающимся и говорит в молитве: "Как я простил, так и Ты прости меня".194

64. Если тот, кто судит должников своих, вызывает на себя195 великое осуждение правосудия Божия, что же случится с нами, когда судим мы дела на расстоянии? Если не можешь ты видеть недостатки и слабости других, но упорствуешь в таких мыслях,196 тогда убирайся куда-либо в другое место. Но как возможно нам видеть всех хорошими, если не обладаем мы безмолвием?

65. Будь мирным и смиренным, дабы для каждого нашлась у тебя> милость.197 В соответствии с деятельностью сердца изменяются внешние обстоятельства - в зависимости от того, настроена ли она> на добрые дела>, или на искушения. Не будь обличителем или исправителем кого-либо, не будь ревнивцем198 или раздраженным в душе твоей. Человек, чей разум ревнив и постоянно возбужден против людей, не может удостоиться того духовного мира, в котором зарождаются199 прозрения относительно доброты Божией к мирам. Ибо от рассеянности200 разума появляется в человеке ревность, поскольку оставлен он думать о делах всех,201 словно корабль, не имеющий кормчего.

66. Человеку, который думает о злых делах202 людей и возбуждается> ревностью, невозможно стать мертвым для мира.

67. По двум причинам203 бывает человек постоянно облеченным в ревность о поведении других людей: или по гордости, или по глупости. Без этих двух причин> человек не может преисполниться ревности.204 Последнее происходит> или потому, что его собственные пороки в глазах его менее значительны, чем пороки> всех остальных>, - а, может быть, он думает, что у него их и вовсе> нет и что поэтому он способен всех приводить к истине; или он считает, что он - друг Божий, когда ненавидит грешников: это поистине безумный образ мыслей, совершенно чуждый всякому познанию Бога. Не знает он, что святые принимали смерть всех родов ради злодеев и убийц - чтобы любовью вывести их на путь к Богу.

68. Те, кто познал Промысл Бога205 и кто полностью удостоился разуметь волю Его, умирают ради грешников, по подобию Сына Божия.

69. О Христос! Возвышена сила наслаждения надежды Твоей206 над человеческой мыслью! Посей же надежду Твою в помыслах моих, дабы через ощущение Тебя освободился разум мой от взирания на земные вещи>. Невозможно, Господи, для него освободиться от блуждания по земным предметам>, кроме как через размышление о Тебе;207 и невозможно видеть кого-либо плохим, если только человек> не полностью чужд познания надежды Твоей, и зрение его не приковано к земле, как у моли.

70. Удостой меня, Господи, умереть для всего;208 и в этой мертвости для всего да удостоюсь я восприятия209 тайны новой жизни.

71. Господи! Никогда те, кто живет для мира сего, не удостаивались ощутить то знание, но только те, кто стал мертвым во время своей жизни ради этой истинной надежды, уготованной нам>, и кто на всякое время молитву со слезами приносит Богу, с сильной любовью молясь о том, чтобы никто из рода человеческого не был оставлен вне того наслаждения. Вот образ мысли святых; и вот причина сокрушения,210 которое постоянно присутствует211 в разуме их; и вот молитва их, которую на всякое время приносят они Богу. И с этой волей получают они дар, с которым не может сравниться мир, от той богатой сокровищницы Божией. Блажен человек, который познал то, что рождается от любви к людям, и то, насколько сострадание возвышает душу!

72. Соблюдай это, брат мой, и будешь ты в смертном теле жить жизнью ангелов. Также и то должен ты знать, брат мой, что вершина всякого блага для человека Божия в мире сем есть чистая молитва. И если не умрет человек по отношению ко всем людям и не будет усердствовать в безмолвии наедине с собой, словно мертвец во гробе, не сможет он приобрести это для себя. Ибо чистая молитва требует отрешенности212 от всего, дабы благодаря этому целомудренно и без рассеянности предстоял человек> перед Богом во время молитвы, а разум его был собран отовсюду внутрь, вглядываясь только в Бога в безмолвии движений своих. В воспоминании о величии Его делается он блистающим, и возвышает его Бог> к славе Бытия Своего. Помышляя о милостях Его по отношению к роду словесных213 существ>, разливается он по земле в изумлении и радости. И от непостижимости Бытия Божия> вся душа человека> наполняется хвалением, будучи движима святыми движениями в страхе и любви к естеству величия Божества Того, Чье Бытие тысячи тысяч духовных существ> прославляют, не будучи в силах взирать на облако святого святых сокровенности Его. Бесчисленные миры и естества беспредельные привел Он в бытие; и легионы ангелов, которым нет числа, из ничего сотворил Он. Пребывая в собственном Бытии, Он, когда не было никого, кто бы побуждал Его, - ибо ничего не существовало, - по Своей собственной воле и по Своей благодати соизволил и восхотел, чтобы миры пришли в бытие, дабы они познали Его. И совершил Он творение по благодати Своей, удостоив также и нас, людей, которые суть прах от земли, естество немотствующее, благодаря творческому искусству Его возвыситься до состояния214 словесности, дабы могли мы предстоять перед Ним и разговаривать с Ним в молитве, и дабы умом причащались той славы божественного Естества, - если жизнь наша достойна этого>, - и дабы примеру бестелесных существ подражали мы на земле.