О божественных тайнах и о духовной жизни

66. Человеку, который думает о злых делах202 людей и возбуждается> ревностью, невозможно стать мертвым для мира.

67. По двум причинам203 бывает человек постоянно облеченным в ревность о поведении других людей: или по гордости, или по глупости. Без этих двух причин> человек не может преисполниться ревности.204 Последнее происходит> или потому, что его собственные пороки в глазах его менее значительны, чем пороки> всех остальных>, - а, может быть, он думает, что у него их и вовсе> нет и что поэтому он способен всех приводить к истине; или он считает, что он - друг Божий, когда ненавидит грешников: это поистине безумный образ мыслей, совершенно чуждый всякому познанию Бога. Не знает он, что святые принимали смерть всех родов ради злодеев и убийц - чтобы любовью вывести их на путь к Богу.

68. Те, кто познал Промысл Бога205 и кто полностью удостоился разуметь волю Его, умирают ради грешников, по подобию Сына Божия.

69. О Христос! Возвышена сила наслаждения надежды Твоей206 над человеческой мыслью! Посей же надежду Твою в помыслах моих, дабы через ощущение Тебя освободился разум мой от взирания на земные вещи>. Невозможно, Господи, для него освободиться от блуждания по земным предметам>, кроме как через размышление о Тебе;207 и невозможно видеть кого-либо плохим, если только человек> не полностью чужд познания надежды Твоей, и зрение его не приковано к земле, как у моли.

70. Удостой меня, Господи, умереть для всего;208 и в этой мертвости для всего да удостоюсь я восприятия209 тайны новой жизни.

71. Господи! Никогда те, кто живет для мира сего, не удостаивались ощутить то знание, но только те, кто стал мертвым во время своей жизни ради этой истинной надежды, уготованной нам>, и кто на всякое время молитву со слезами приносит Богу, с сильной любовью молясь о том, чтобы никто из рода человеческого не был оставлен вне того наслаждения. Вот образ мысли святых; и вот причина сокрушения,210 которое постоянно присутствует211 в разуме их; и вот молитва их, которую на всякое время приносят они Богу. И с этой волей получают они дар, с которым не может сравниться мир, от той богатой сокровищницы Божией. Блажен человек, который познал то, что рождается от любви к людям, и то, насколько сострадание возвышает душу!

72. Соблюдай это, брат мой, и будешь ты в смертном теле жить жизнью ангелов. Также и то должен ты знать, брат мой, что вершина всякого блага для человека Божия в мире сем есть чистая молитва. И если не умрет человек по отношению ко всем людям и не будет усердствовать в безмолвии наедине с собой, словно мертвец во гробе, не сможет он приобрести это для себя. Ибо чистая молитва требует отрешенности212 от всего, дабы благодаря этому целомудренно и без рассеянности предстоял человек> перед Богом во время молитвы, а разум его был собран отовсюду внутрь, вглядываясь только в Бога в безмолвии движений своих. В воспоминании о величии Его делается он блистающим, и возвышает его Бог> к славе Бытия Своего. Помышляя о милостях Его по отношению к роду словесных213 существ>, разливается он по земле в изумлении и радости. И от непостижимости Бытия Божия> вся душа человека> наполняется хвалением, будучи движима святыми движениями в страхе и любви к естеству величия Божества Того, Чье Бытие тысячи тысяч духовных существ> прославляют, не будучи в силах взирать на облако святого святых сокровенности Его. Бесчисленные миры и естества беспредельные привел Он в бытие; и легионы ангелов, которым нет числа, из ничего сотворил Он. Пребывая в собственном Бытии, Он, когда не было никого, кто бы побуждал Его, - ибо ничего не существовало, - по Своей собственной воле и по Своей благодати соизволил и восхотел, чтобы миры пришли в бытие, дабы они познали Его. И совершил Он творение по благодати Своей, удостоив также и нас, людей, которые суть прах от земли, естество немотствующее, благодаря творческому искусству Его возвыситься до состояния214 словесности, дабы могли мы предстоять перед Ним и разговаривать с Ним в молитве, и дабы умом причащались той славы божественного Естества, - если жизнь наша достойна этого>, - и дабы примеру бестелесных существ подражали мы на земле.

73. Поскольку же все эти блага и это величие пришли к нам от трезвения и чистоты, - ибо трезвение является причиной чистоты, - будем подвизаться в безмолвии; сделаемся мертвыми по отношению ко всякому человеку; соберемся в помыслах наших от рассеянности во всякое время посредством этих воспоминаний, дабы могли мы без труда во время службы и молитвы приводить ум наш к самим себе215 и дабы усердно приносили его в жертву Богу.216

74. Устремимся к встрече с божественным знанием,217 постоянно молясь Ему;218 возжелаем получить восприятие219 Его в душах наших220 во время молитвы. Ибо ясно, что, если возжелаем мы этого и устремимся к этому, и если> будет в нас забота о необходимом, благой и милосердный Бог не обманет нас, ибо все эти блага по Своей собственной воле даровал Он нам.

75. Хочу я теперь набросать для тебя также несколько слов молитвы, и тогда уже закончу это письмо. Мне представляется необходимым поместить их в письме, чтобы ты мог пользоваться ими на молитве221 и чтобы разум твой>, постигая смысл их,222 приобретал смирение и воздерживался от пустого блуждания223 благодаря сокрушению,224 содержащемуся> в них. И когда ты ешь или пьешь, стоишь или сидишь, отходишь ко сну или делаешь что-либо, а также когда ты в путешествии или в обществе многих людей>, этими словами молитвы, которые я пишу для тебя, должен ты занимать себя в сокровенности225 сердца своего. Равным образом, когда совершаешь ты поклоны, воспользуйся этими молитвами>. Когда в молении твоем произнесешь ты обязательные молитвы>, в которых имеешь ты нужду, тогда молись этими словами>.

76. Какими движениями пробуждается разум, чтобы всматриваться в Бога во время молитвы?226

Когда ты молишься, добавь к молитве твоей такие прошения>:

Боже, удостой меня ощутить ту надежду, что уготована праведным в пришествии Твоем, когда придешь Ты в теле нашем, дабы явить славу Твою мирам.

77. Боже, принесший любовь Свою миру, когда он не знал Тебя,227 и открывший Себя праведным частично во всех поколениях, через тени228 откровений Твоих> воскреси мертвость мыслей229 моих, дабы познали они Тебя, дабы поспешил я прийти к Тебе и не успокоился до того часа, когда смерть положит предел путешествию моему в гавани тишины.