О божественных тайнах и о духовной жизни

169 Букв. "от ничтожности воспоминания о земных (вещах)". ^

170 Или "лекарствами Его". ^

171 Преп. Исаак, очевидно, имеет в виду Исх.14:16. ^

172 Источник цитаты нам не известен. ^

173 Букв. "движения по отношению> к Нему". ^

174 Букв. "движение". ^

175 Или "исследует он Его". ^

176 Вар. "на познание души своей". ^

177 Букв. "был ты поддержан милостью". ^

178 Букв. "добродетель второго", т.е. смирения. ^

179 Букв. "Властвующая сила смирения в душе заключается в тяжести добровольных трудов, которые переносятся (претерпеваются) в форме> воспоминания о содеянных грехах". ^

180 Или "сплетничанье". ^

181 Букв. "Кто также пренебрегает тем, чтобы в самом себе овладеть вещами, которые не требуют трудов тела и которые устанавливаются не трудами и силой тела, но могут быть обретены в немощи, тот оставлен сам по себе в небрежении разума и справедливо заслуживает порицания от Бога". ^

182 Букв. "не отделяет". ^

183 Букв. "из-за сравнения". ^

184 Феодор Мопсуестийский. ^

185 Эти цитаты из Феодора идентифицировать не удается. Отметим, что значительная часть литературного наследия Феодора была утрачена после его осуждения на Константинопольском Соборе 553 г. (V Вселенском). ^

186 Сир. msarquta (букв. "лишение", "бедность", "добровольная нищета") соответствует греч. kenosis ("истощание", "самоистощание", "обнищание"). В христологическом контексте термин обозначает истощание Бога до принятия на Себя человеческого естества. В аскетическом контексте термин указывает на самоотречение, самодисциплину, умерщвление страстей и другие составляющие монашеской жизни. ^

187 Букв. "на которые взирает цель всего нашего слова с самого начала". ^

188 Источник цитаты неизвестен. ^

189 Букв. "избрал". ^

190 Т.е. о женщинах. ^

191 Букв. "разговора". ^

192 Или "темноты". ^

193 Ср. 1 Ин.4:20. ^

194 Парафраза слов молитвы "Отче наш": "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". ^

195 Букв. "осуждает себя на". ^

196 Или "в таком образе мыслей". ^