О божественных тайнах и о духовной жизни

Послание [к мар Ишо-зека...]2 о некоторых> особенностях жизни в безмолвии.3

1. [...] Пишу я это> из горячей любви4 моей к тебе, которая такова>, что даже по ночам беседую я с тобою во сне.5 Ибо любовь постоянно переступает предел: это то, что сам ты тоже желал обрести.

2. Начало6 всей нашей жизни в Боге, брат мой, заключается в том>, чтобы в вере твоей ты был здрав, когда движешься> по пути подвижничества7 твоего, дабы благодаря этому вкусил ты всю сладость, которую вместил Дух в святые Писания. Не о том, как исповедуешь ты Бога, говорю я, ибо излишне упоминать об этом тем, кто оставил мир и последовал за Богом. Но будь тверд в надежде твоей с несомненной верой во все те блага, которые встречаются8 на этом пути и которые в святых Писаниях переданы нам: их достигли и достигают подвижники. Когда слышишь ты свидетельства Отцов о славе отшельнической жизни, исполненной тайн, [...] в писаниях их Дух Святой как побуждение, [...] они были первыми, не отчаивайся, когда [...] ибо ты достигнешь различения этих вещей [...] уже с тобой, хотя Дух дал тебе пред[вкушение] их некоторое время назад. Они - твои [...] но пока еще не время:9 знает Господь время, когда следует даровать их тебе, ибо для тебя и для подобных тебе уготованы Им эти блага. Либо здесь, либо там, но во всяком случае они - твои, если только пребываешь ты в монастыре,10 в соответствии с волей Венчающего тебя.11 Он тоже желает даровать их тебе, но ты еще не способен принять их так, как хотелось бы тебе, пока, когда придет время их, Сам Господь не воспламенит в тебе познание их без просьбы с твоей стороны.

3. Берегись, чтобы не стать тебе неверующим, когда ищешь ты, но не находишь их вблизи, чтобы от этого не родилось в тебе нечто, чего ты совсем не ищешь и о чем не знаешь. Ибо неверие влечет за собой наказание.12 Не говори: "Много времени я трудился и ничего> не обрел"; или: "Действительность13 не соответствует громким словам".14 Берегись этой мысли,15 ибо наказание следует сразу же за неверием:16 сердце, которое не верует, осуждено.

4. Что есть наказание? То, чтобы от этого впал ты в отчаяние17 из-за богооставленности,18 родившейся от> неверия твоего. Отчаяние же предаст тебя в руки> уныния,19 а уныние передаст [тебя] расслабленности, последнее же уведет тебя от надежды твоей. Из того, что может случиться с тобой, нет ничего хуже.20

5. Знай, брат мой, возлюбленный друг души моей, что безмолвие21 и всякое существующее подвижничество в соответствии с временем и постоянством в них22 приносят плоды свои. "Безмолвие и покой келлии соответствуют постоянству и бдительности",23 согласно некоему святому Старцу.24 Если лишен ты постоянства и равномерности в служении своем, не ожидай истинного утешения, которое приходит> от них. Не укоренен ты даже в обычном исполнении> их, которым свойственно [...] утомление их. И поскольку ты постоянно только начинаешь,25 а также> по причине большого расстояния между тобой и теми благами, которых ты ожидаешь>,26 оказываешься ты не преуспевшим ни в чем: еще прежде, чем это служение> начало приносить плоды, ты отошел27 от него.

6. Всякий образ жизни, в котором нет постоянства28 и который кратковременен, окажется также бесплодным. Говоря> так, я не хочу> смутить тебя; но показываю я тебе цель и путь. Возьми себе в пример посаженное дерево, за которым ухаживает немудрый человек:29 когда распускает оно первые листья свои и появляются на нем свежие почки, не поливает он его регулярно,30 и увядает и иссыхает то дерево. И снова долгое время проходит,31 пока сила воды не повлияет на него и не напитается оно силой из почвы и не оживет. А может быть, человек тот> часто пересаживает его с одного места на другое32 и регулярно повреждает33 корень его, постоянно ударяя по нему чем-нибудь.34 И при всем том он удивляется что не приносит оно нам плодов. Точно то же самое происходит> с человеком необученным:35 не исходя из образа жизни своего судит он дела свои, но то, что считает он> подходящим для себя>, просит у Бога, как будто не имеет он того, что заслуживает. Я оставляю в стороне тайны разума,36 на основе> которых Бог намеревается судить дела> человеческие; но даже эти внешние стороны> подвижничества спросит Он с нас - соблюдаем ли мы хотя бы внешний порядок подвижничества, соответственно чину его.

7. Когда не хватает человеку чего-либо из того, что необходимо для образа жизни его, не может он спокойно совершить течение свое и получить венец свой,37 ибо во время увенчания эта самая нехватка поколеблет и смутит38 око души его. Но справедливо, чтобы всем необходимым был снабжен образ жизни его, относится ли то к телу, или к душе.

8. Как кормчий,39 если лишен одной части корабельного снаряжения, не может выйти в море даже ненадолго, пока не приобретет полностью снасти> и не поместит их все на своем корабле, точно так же происходит> с тем, кто идет по пути одиночества40 и желает насладиться [плодами] его и [обрести] надежду на Бога в душе своей, если не хватает ему хотя бы самой малой части из того, что необходимо в путешествии: эта самая малость, которой нет, делает бесполезным все остальное> в ту минуту, когда надо воспользоваться ею.

9. Ибо этот образ жизни41 прежде всего требует времени и постоянства в нем. Ибо если невозможно для человека научиться мирским искусствам, пока не проведет он долгое время, постоянно упражняясь> в них, и только> тогда разум его> постигает смысл и способ исполнения42 того искусства, которое намеревается он изучить, насколько более относится это> к нам. И если видимое очами искусство требует такого времени и постоянного упражнения, насколько более требует этого> духовное искусство,43 которого око не видит.44 И неизвестно, у кого можно научиться этому, и требует это великой чистоты, и учитель этому - Дух, и искусство это сокровенно, а наносящие ему вред45 бесплотны. Требует оно долгого времени и постоянства в делании. Также и тело все время действует обманчиво против обучающегося этому искусству>:46 и препятствия, которые> оно создает>,47 многи и неисчислимы.

10. Поэтому, о человек, прежде всего времени требует такой образ жизни и постоянства в нем, а также усердия,48 ибо на этом пути> человек усердствует49 в трудах, претерпевая одиночество и скорби его. Ибо это самое тяжелое и трудное в подвижничестве,50 по причине множества борений, происходящих51 из-за удаления от всех.52 Поэтому> следует ему не оставлять вскоре то, что он начал, но усердствовать в этом, - словно рождающая в муках своих, - пока не завершит он это.

11. Требуется от него также равномерность подвижничества,53 дабы во всяком роде трудов равномерно54 было подвижничество его: не должен он быть богат только в одном или двух трудах, которые нравятся ему соответственно желанию воли его, и не только> в них трудиться, будучи лишенным других, которые более необходимы. Но равномерным должно быть подвижничество его во всех составных частях своих55 благодаря исполнению56 всех трудов добродетели. Чтению должна> соответствовать служба, и службе - поклоны, и поклонам - пост, и посту - ночные бдения,57 а с ними - сокровенное служение разума, чтобы, когда тело трудится, сердце не было расслабленным и оставленным. Но сила разумения,58 которая в нем, знает, что находится внутри видимого естества; ибо все труды>, которые требуются для пользы его, совершает видимое тело.

12. Когда видят демоны человека, который благодаря равномерности служения и умеренности трудов своих движется во свете ума59 своего, тогда посредством неравномерности борются они с ним, чтобы он или уменьшил или увеличил один из этих трудов>: ибо и то и другое одинаково вредно. Ибо тип телосложения влияет> на изменение подвижничества:60 когда в одной из частей есть неравномерность, тотчас производит она смятение61 в теле, отчего происходят> и болезни. Точно так же с этими трудами подвижничества>: когда добавляется одна из тех вещей>, которые способствуют восстановлению здоровья души, происходит то же самое, что и при отнятии одной из вещей>.

13. Ибо как из-за увеличения, так и из-за уменьшения появляется тьма в душе. Ведь демоны весьма боятся равномерности, а потому, если не могут они воспрепятствовать ревности его62 под разными> предлогами и остановить непрерывное продвижение его или осквернить подвижничество его, они борются с ним посредством его собственной> горячности, нагружая его чрезмерными подвигами>, дабы упал он под их тяжестью>. Мудрый же человек будет одинаково избегать как лености, так и увеличения нагрузки.