О божественных тайнах и о духовной жизни

28.

А меня, грешника, по молитвам их, тоже удостой сохраниться на всякий миг под мощной защитой святой руки Твоей, которая есть Промысл Твой, объемлющий все. Аминь.

29. Умоляю я и прошу Тебя, Господи, удостой всех заблуждающихся истинного познания Тебя,53 чтобы они познали славу Твою.

30. Для тех же, кто перешел из этого мира лишенным добродетельной жизни и не имевшим веры, будь для них защитником, ради тела, которое Ты взял у них, чтобы от единого соединенного тела мира мы вознесли славу Отцу, Сыну и Святому Духу в Царстве Небесном и том наслаждении, которое не имеет конца во веки веков. Аминь.

* * *

31. Эти размышления и это собеседование моления должны быть постоянными для тех, кто надеется в своем внутреннем человеке получить благодать Святого Духа; благодаря таким собеседованиям они освящаются, и с такой волей они удостаиваются дара свыше.

32. Со страданием должны мы молиться и с болью докучать Богу обо всем этом. И такое отношение54 должны мы иметь ко всем людям: со страданием молиться о них, как о самих себе, ибо таким образом придет и вселится в нас Божество, и воля Его будет жить в нас как на небе, так и на земле.55

33. Эта цель в молитве и размышлении должна быть также и твоей, брат наш, во все дни твои - в то время, как ты стоишь на коленях на земле, и в прочие часы - сокровенно и внутри сердца твоего. Если даже порядок слов и последовательность их - не те же самые, несомненно, цель молитвы должна быть той же самой на всякий миг, чтобы мы благодаря такой устремленности и такому размышлению удостоились дара, полученного отцами нашими, чьи тела и души сделались храмами Духа Святого.56

1 Вар. "примешивает". ^

2 Отсюда начинается текст, в котором абзацы пронумерованны самим автором. ^

3 Ср. подобные выражения в Пс.9:2; 34:10; 118:10 и др. ^

4 Ср. Исх.20:21. ^

5 Ср. Пс.98:5. ^

6 Ср. Пс.24:7. ^

7 Вар. "не уничтожил меня полностью". ^

8 Термин abila ("плачущее"), употребленный преп. Исааком, имел в сирийском языке его времени вполне конкретный смысл: "плачущими" называли монахов. ^

9 Вар. "смягчаешь". ^

10 Букв. "пятна". ^

11 Или "блуждания". ^

12 Букв. "славы вечности Твоей". ^

13 Т.е. ангелов. ^

14 Или "познанию Тебя". ^

15 Ср. Ис.1:9; Рим.9:29. ^

16 Этот абзац должен быть понят в свете восточно-сирийской христологии с ее акцентом на двух природах Христа - божественной и человеческой. Смысл сказанного преп. Исааком следующий: Бог создал человеческую природу способной вместить в себя Божество, стать храмом Божества; в лице Иисуса Христа соединилась природа умопостигаемая с природой видимой, то есть божественная с человеческой. ^

17 "Добровольное соединение" - характерное для восточно-сирийской христологии выражение, указывающее на соединение двух природ в Иисусе Христе. Выражение встречается в сирийском тексте "Книги Гераклида" Нестория, в "Книге о единстве" Бабая Великого и других классических произведениях восточно-сирийской традиции. ^

18 Ср. Быт.18:27. ^

19 Вар. "делах преткновения". ^

20 Ср. Ис.44:2; 49:5. ^