О божественных тайнах и о духовной жизни

21. Ибо наслаждение надежды, которое от веры, имеет обыкновение бросать вызов всем трудностям.

22. По мере увеличения трудов изливается благодать, но только когда сопутствует им постоянство. И по мере увеличения упования уменьшаются в человеке> страсти.81 А по мере воссияния мудрости входит человек в радость. Ибо в мудрости соединен он с Богом и окутан любовью Его, и освобожден он от союза со страстями,82 и в радости преодолевает он все скорби. Для радости легко даже вовсе> забыть мир и тело.

23. Необходимо нам просить Бога даровать нам способность распознавать83 духов и отличать> истинные откровения от бесовских, а видение святых сил - от явлений сатаны; в снах же отличать те побуждения,84 что приходят от ангелов, от тех, что приходят от демонов, и от тех, что порождены> душой. А помыслы, которые возникают в уме из-за этих трех побуждений, должен> познавать человек и отличать в том, что свойственно каждому из них, как говорят Отцы,85 покой от беспокойства, мир от смятения, радость и уверенность от страха и скорби. Названное первым86 - естественно, тогда как последние87 - чуждого происхождения>, принадлежат ли они> к помыслам и снам, или возникают> в чувствах, или появляются> через прикосновение.

24. Что же до движений> души, то очевидно, что ничего из этого не соединено с ними - ни радость, ни скорбь, ни беспокойство, ни мир; но они суть обычные88 движения, которые проходят мимо, не неся ничего. Под движениями> души должен ты понимать те, что появляются> до того, как вошел ты в естественную область души>, которая есть просветленность.89

25. Известно также, что движения, которые возникают из-за тела, отличаются от движений, связанных с вожделением и чем-либо другим в этом роде, когда тело возбуждается и выходит из-под контроля.90 Но естество спокойно требует необходимого, оставаясь успокоенным в движениях своих. Ибо в том, что создал91 Бог, нет беспорядка, но полную умеренность92 и порядок дает Он естеству человеческому>.

26. Когда же некая чуждая деятельность примешивается к ним, то есть к> естественным движениям, которые в нас, будем знать,93 что это> от беспорядка, смятения и смущений, которые возникают в нас или через телесное знание,94 или через помыслы и воспоминание95 о различных> событиях, или через случайные обстоятельства: будем понимать их так, как мы сказали, насколько они могут быть постигнуты, когда благодать рядом.

27. Вот те вещи, которые должен человек напоминать другу своему всегда,96 чтобы тот вспоминал и размышлял о них97 постоянно.

28. Пост, молитва и прочее известны всем и легки для всех, хотя в своем месте не премину я указать на помощь, происходящую от этих деланий>, а также от тех, которые многим кажутся незначительными.98 Хотя некоторыми из них частично обладают все, кто заботится о своем спасении,99 однако, поскольку не знают они причины необходимости> совершения их, к плодам их не всякий близок. И особенно - поскольку не сознают они даже ту значимость,100 которую должны они придавать тому, что исполняют; ведь нет у них порядка, и равномерность в исполнении этого не обретается, и нет у них меры,101 и не хватает им времени, и делание их> неумеренно и непостоянно.

29. Что более немощно, чем капли воды? Но не они ли благодаря продолжительности и постоянству даже камни подтачивают и глубокие отверстия в крепких скалах проделывают? Так и постоянное служение: даже если оно незначительно,102 благодаря постоянству собирает оно великие сокровища.

30. Теперь покажу я тебе легкое правило, полезное для немощного: благодаря ему легко преуспевает человек, а наслаждения, которое рождается от него весьма скоро, достаточно для того, чтобы привести разум к постоянному соблюдению> его, так что без принуждения и спокойно можешь ты исполнять служение его с ревностью.

31.

Тогда свет, который получишь ты от этих двух деланий>, воссияет в тебе для наслаждения души твоей. И усладительной станет для тебя молитва благодаря чтению, и будешь ты снова озарен в чтении посредством ключей молитвы. Ибо в молитве открывается перед разумом дверь прозрений, а они, в свою очередь,106 благодаря восхитительности своей, возбуждают снова желание молиться,107 в соответствии с созерцанием, происходящим> от них.

32. Ибо молитва, которая пробуждается благодаря созерцанию, необычна: сильно связывает она разум, так что он становится> собранным108 и без усилия порождает молитвы жаркие и чистые. Не всегда способен человек устоять перед силой прозрений или свободно пользоваться чувствами своими,109 ибо много раз случается, что> слишком сильны они110 для того, чтобы человек мог обратиться к себе и начать молитву.111 Ибо весьма часто не остается силы в душе обратиться к чувствам и оперировать ими, или пользоваться телом естественным способом,112 ибо побеждена она мощью изумления. Но не так обстоит дело> со всеми прозрениями. Есть прозрения, порождающие молитву, а есть порождающие тишину. Кто испытал эти состояния>, поймет различия между ними>.113

33. Итак, брат мой, если более высокое невозможно для нас>, будем действовать так, как я сказал, постоянно вставая114 с места нашего - сверх седмерицы служб>, установленной из-за немощи тела.115 Не будем уклоняться от этого, получив вспоможение,116 ибо праздность порождает смерть, даже в немощи.117