О божественных тайнах и о духовной жизни

3 Вар. "быть озаренным изнутри". ^

4 Букв. "начала сиять". ^

5 Букв. "даже если тебе всячески кажется, что ты хорош". ^

6 Букв. "содержанием, которое в них". ^

7 Букв. "не выйдет он блуждать по чему-либо иному из тварного мира>". ^

8 Вар. "Даже если ты, со своей стороны, не заботишься много об этом предмете, это потому, что такое случается с умом по его собственной воле - не вполне, но в значительной степени". ^

9 Букв. "промедление". ^

10 Букв. "вставать с лица". ^

11 Букв. "и молитва постоянно становится чем-то малым (незначительным) для него". Речь идет о молитве вслух. ^

12 Сир. (elya. ^

13 Сир. (elyuta. ^

14 Букв. "а именно, что это поистине является непостижимостью". ^

15 Сир. (etqa. ^

16 Букв. "эти вещи>". ^

17 Букв. "засвидетельствованных", "проверенных". ^

18 Или "в душе своей". ^

19 Букв. "о том, что заключено> в них", т.е. о содержании прочитанного в Писании. ^

20 Или "дверь спасения". ^

Беседа 7

Его же. От чего рождается в душе духовное чувство1 и сколь возвышена мера его.

1. Есть духовное чувство, которое рождается из размышления: оно дает наслаждение, радость и ликование душе. Есть также и другой вид, который сам по себе2 ниспадает на человека. Ибо в начале того знания, которое происходит> от размышления, от любви к учению, от богоугодного делания3 и собеседования, постоянно размышляет разум о том или другом. И время от времени, по причине этого прекрасного размышления о любви Божией и мысли о божественных предметах>, у того, кто занимается этим с любовью, надеясь обрести свой собственный путь служения Богу>,4 постоянно рождается внутри5 духовное видение вещей. Когда немного очищена душа его в служении страха Божия и трезвения, тогда духовное созерцание само по себе ниспадает время от времени на душу его без всякой заботы с ее стороны>. И все время человек тот встречает в разуме своем некое прозрение, и внезапно оказывается разум его без движения, словно в некоем божественном облаке, которое ошеломляет его> и заставляет умолкнуть.

2. Случается также, что без всяких прозрений время от времени безмолвие некое ниспадает на человека, и разум бывает собран и погружается внутрь себя в непостижимом ошеломлении. Это - гавань, исполненная покоя, о которой Отцы в писаниях своих говорят,6 что иногда входит естество туда, где оно приближается к порогу духовного образа жизни.7 С этого начинается вступление на третий уровень, то есть на уровень> духовного существования.8 И когда очи инока9 устремлены к этой гавани с самого начала его ученичества и до гроба, несет он всякое телесное и душевное трудничество, и различные несчастья преследуют его на этом пути.10 Но коль скоро приблизился инок к этому порогу, он направляет свой путь прямо в гавань и приближается к духовному образу жизни. И с этого времени> происходят с ним восхитительные вещи>, и получает он залог нового века.

3. Тот, кто читает это, пусть вспомнит о той собранности разума,11 о которой говорилось в конце четвертой сотницы12 "Глав о знании".13 Ибо именно таким образом подвижники достигают в своем путешествии этой гавани. И в этом - служение совершенных иноков;14 и благодаря этому завершается их путешествие, и достигает гавани тяжелый корабль их подвижничества. С этого времени> удостаиваются они любви к Иисусу Христу, Господу нашему,15 и по временам узревают они славу естества Его, ибо таков венец праведных. И исполняется на них сказанное: Ты, Отче, во Мне, и Я в них, чтобы и они были в Нас едино.16 Ибо единство Христа в Троице таинственно изображают17 святые своим совершенным слиянием с Богом. К этому приблизил нас Первенец наш18 пришествием Своим, и такое совершенство несет Его учение верующим. Итак, до тех пор, пока человек не удалится от людей и не достигнет безмолвия,19 и пока не обратится к мысли о душе своей,20 не откроется благо, сокрытое внутри него.

1 Вар. "духовное восприятие", "духовное ощущение" (сир. marganuta ruhanayta). ^

2 Вар. "спонтанно", "неожиданно". ^

3 Букв. "от делания страха Божия>", "от делания богопочтения". ^

4 Букв. "у того, кто занимается этими вещами из любви к упражнению для установления своего собственного служения Богу>". ^

5 Букв. "рождается в нем". ^