О божественных тайнах и о духовной жизни

19. Не стремись двигаться быстрее, чем это угодно воле Божией; не спеши настолько, чтобы стараться обогнать ведущий тебя Промысл. Однако, я не говорю, что ты вообще> не должен быть ревностным.

20. Тот, кто в вере и молитве предал себя Богу, не будет более мучим попечением о себе самом.34

21. Вверить себя Богу означает для человека, что он с этого момента не будет поглощен печалью о чем-либо или страхом перед чем-либо и не будет, опять же, мучим мыслью, подобно тому, кто думает, что никто не заботится о нем.35 Но когда от этой уверенности отпадает человек в сознании своем, отсюда впадает он в множество мысленных искушений,36 как сказал блаженный Толкователь37 в книге толкований>38 на Матфея-Евангелиста: "Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Бог не заботится о нем".39 Ибо он знает, что до тех пор, пока мы ясно осознаем эту заботу>, и пока сознание это> укоренено в нас, в полном покое пребывает душа наша; приобретаем мы также любовь к Нему40 и попечение о том, что угодно Ему. Именно этот помысел сатана> стремится похитить у нас.

22. Ибо без веры не может приблизиться человек к свободе помыслов.41

23. Свобода есть власть над помыслом, которая - от Бога; она не позволяет страху перед чем бы то ни было приблизиться к сердцу, или какому-либо беспокойному движению, которое помрачает его, благодаря той великой уверенности, которую вера дает верующей совести.42

24. Молясь с верой, не следует спрашивать у Бога: "Что Ты дашь мне?"43 Ибо уверена свободнорожденная душа в том, что Бог не нуждается в этом. Но чего-то большего просит она у Него в молитве, а именно: "Сохрани для меня в сердце моем это великое сокровище веры,44 чтобы оно не было похищено у меня и чтобы> я не впал в бури помыслов". Впрочем, даже в такой просьбе> не нуждается Бог.

25. Пока не разрушит человек веру сердца своего, то есть точное знание45 о божественном Промысле, не впадет он в помрачение разума, от которого происходят беспокойство и печаль, но наполнена душа его на всякий миг светом и радостью, и ликует душа его непрестанно. И словно на небе живет человек в озарении помыслов своих, которые вера сердца его дает ему; и с того времени> удостаивается он также откровения прозрений.

26. Когда же усомнится человек в Промысле Божием о нем, тогда тотчас же впадает он в множество46 беспокойств.

27. Ибо даже грешниками не пренебрегает Бог; тем более теми, кто заботится о должном, кто стремится приблизиться к познанию Его и любви к Нему. Тот, кто обрел помысел сей внутри себя, в мире и наслаждении пребывает постоянно.

1 Букв. "приходит к мысли своей". ^

2 Ср. Лк.17:21. ^

3 Или "вкус". ^

4 Букв. "на которую человек натыкается", "о которую человек спотыкается". ^

5 Букв. "в духовных движениях по отношению> к сокровенным вещам>". ^