Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

Если кто Отца и Сына, и Святаго Духа наименует тремя Богами, да будет анафема.

Если кто скажет, что Сын Божий получил бытие по Божьему хотению, как одна из тварей, да будет анафема.

Если кто скажет, что, Сын рожден не по воле Отца, да будет анафема. Ибо Отец не по принуждению, не доведенный до сего естественною необходимостью, родил Сьна, когда не хотел, но вместе и восхотел, и явил Его из Себя, родив не во времени и бесстрастно.

Если кто Сына наименует нерожденным и безначальным, как бы именуя двух безначальных и двух нерожденных и творя двух Богов, да будет анафема. Ибо глава, то есть начало всему — Сын, а глава, то есть начало Христу — Бог. Таким образом, через Сына все восходит благочестно к Единому Безначальному, Началу всяческих.

И еще, в точности определяя понятие о хриистианстве, говорим, что если кто не наименует Христа Богом, предвечным Божиим Сыном, содействовавшим Отцу в созидании вселенной, но скажет, что только с того времени, как родился от Марии, стал называться Христом и Сыном и начал быть Богом, да будет анафема».

28) Но отринув все это и как бы придумав лучшее, они установляют еще новую веру и в Сирмии на латинском языке пишут, по переводу на эллинский язык, следующее (357 г.).

«Поскольку признано нужным рассуждение о вере, 131 то в Сирмии в присутствии Валента, Урзация, Герминия и прочих верно все разыскано и исследовано, и оказалось несомненным, что един есть Бог Отец, Вседержитель, как возвещается и в целой вселенной, и един Единородный Сын Его, Господь наш Иисус Христос, рожденный от Него прежде веков. Не должно именовать двух Богов, ибо Сам Господь сказал: восхожду по Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17). Посему един Бог всех, как научил и апостол: или иудеев Бог токмо, а не и языков? Ей и языков. Понеже един Бог, Иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою (Рим 3:29–30). Все прочее согласно и не заключает никакого сомнения. Поскольку же иные многие смущаются латинским словом substantia и тождезначущим эллинским словом ????? (сущность) желая, точнее выразуметь единосущие или так называемое подобосущие, то в Церквй не должно никому упоминать об этих словах и толковать их по той причине и на том основании, что в божественных Писаниях об этом не писано и что это выше человеческого ведения и ума человеческого, и никто не может объяснить рождения Сына, по написанному: род же Его кто исповесть (Ис 53:8). Ибо само собою явствует, что один Отец знает, как родил Он Сына, и еще знает Сын, как Он рожден от Отца. Для всякого же несомненно, что Отец больше, и никто не усомнится, что Отец больше честью, достоинством, Божеством и самым именем Отца, потому что свидетельствует Сам Сын: пославший Меня Отец болий Мене есть (Ин 14:28). И всякому известно вселенское сие верование, что два лица — Отец и Сын, Отец боле, а Сын покорен Отцу со всеми, кого покорил Ему Отец, что Отец не 132 имеет начала, невидим, бессмертен, бесстрастен, а Сын рожден от Отца, Бог от Бога, Свет от Света. И рождения Его, как выше сказано, никто не знает, кроме одного Отца, сам же Сын, Господь и Бог наш, — от Марии Девы, как благовествовал и ангел, восприял плоть или тело, то есть человека. А как учат все Писания, особенно же апостол, учитель языков, Христос восприял от Марии Девы того человека, которым пострадал. Но главизна и утверждение всей веры в том, чтобы хранима была всегда Троица, как читаем в Евангелии: шедше крестите все языки во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф 28:19). Число Троицы просто и совершенно. Утешитель же Дух Святый, посланный Сыном, пришел по обетованию научать и освящать апостолов и всех верующих».

29) Написав это и переменив мысли, сложили еще то исповедание веры, которого сами постыдились, потому что означены были в нем имена ипатов, и по обычаю как бы не одобряя его, сделали, что у имевших списки с него было оно отобрано письмодводцем Мартинианом. А когда домоглись, что Царь Констанций издал против него указ, обнародывают еще иное исповедание, и прибавив по обыкновению нееколько речений, пишут в Исаврии следующее (359 г).

«Мы не уклоняемся представить на среду Собора утвержденное исповедание веры, какое изложено при обновлении храма в Антиохии, где Отцы наши собирались всего больше для решения рассматриваемого в то время вопроса. Но поскольку в протекшие времена и доныне смущали многих единосущие и подобосущие, и недавно, как говорят, вводится некоторыми учение о неподобии Сына со Отцом, то слова единосущие и подобосущие, как 133 чуждые Писаниям, отметаем, а учение о неподобии анафематствуем, и всех, которые держатся его, признаем чуждыми Церкви, подобие же Сына с Отцом ясно исповедуем, следуя апостолу, который говорит о Сыне: Иже есть образ Бога невидимаго (Кол 1:15). Так исповедуем и веруем в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Веруем и в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его, рожденного от Него бесстрастно прежде всех веков, Бога Слова, Бога от Бога, Единородного, Свет, Жизнь, Истину, Премудрость, Силу, Имже быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая. Веруем, что сей Сын Божий в кончину веков, во отметание греха (Евр 9:26), приял плоть от Святой Девы, вочеловечился, пострадал за грехи наши, воскрес, взят на небеса, восседит одесную Отца и опять придет во славе судить живых и мертвых. Веруем и в Духа Святаго, которого Спаситель и Господь наш наименовал Утешителем, обетовав по отшествии Своем послать и послал ученикам, и Им освящает в Церкви верующих и крещаемых во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. А которые проповедуют иное что-либо вопреки сему исповеданию веры, тех вселенская Церковь признает чуждыми. И что недавно изложенное в Сирмии исповедание веры, в присутствии благочестивого Царя нашего, равносильно сему исповеданию, это знают читатели».

30) Написав это в Исаврии, когда прибыли в Константинополь, как бы отказываясь от прежних мыслей, изменили это, по обычаю прибавив несколько речений, и запрещая об Отце, Сьне и Святом Духе употреблять даже слово: Ипостась, послали сие собравшимся в Аримине и принуждали подписаться епископов этих областей, а 134 которые противоречили им, о тех постарались, чтобы Констанций послал их в заточение. Написанное же ими исповедание было следующее (360 г.):

«Веруем в Единого Бога, Отца Вседержителя, от которого все, и в Единородного Сына Божьего, рожденного от Бога прежде всех веков и прежде всякого начала, которым приведено в бытие все видимое и невидимое, Сына Единородного, единственного от единственного Отца, Бога от Бога, по Писаниям, подобного родшему Его Отцу, и рождения которого никто не знает, кроме Единого родшего Его Отца. Знаем, что сей Единородный Сын Божий, посланный Отцом, пришел с небес, как написано, на разорение греха и смерти, родился от Духа Святаго и от Марии Девы по плоти, по написанному пребывал с учениками, совершив все домостроительство, по изволению Отчему, был распят, умер, погребен, нисходил в преисподнюю, самый ад привел в ужас, восстал из мертвых в третий день, пребывал с учениками, и по исполнении сорока дней вознесся на небеса и сидит одесную Отца, приидет же в последний день воскресения во славе Отчей воздать каждому по делам его. И в Духа Святаго, которого сам Единородный Сын Божий, Христос Господь и Бог наш обетовал послать роду человеческому Утешителем, как написано, Духа истины, которого и послал им, когда восшел на небеса. Что же касается до именования ????? (сущность), которое введено в употребление Отцами по простоте и как непонятное народу производило соблазн, потому что нет его в Писаниях, то стало нам угодно, чтобы оно было изъято из употребления и вовсе не упоминалось более, потому что божественные Писания нигде не упоминали о сущности Отца и Сына, не должно 135 также употреблять слово Ипостась, говоря об Отце, Сыне и Святом Духе, Сына же называем подобным Отцу, как говорят и учат божественные Писания, а все ереси как осужденные прежде, так и вновь появившияся и учащие противно сему изложенному нами Писанию, да будут анафема».

31) Но не остановились и на этом, ибо из Константинополя пришедши в Антиохию, раскаялись в том, что прямо написали: «Сын подобен Отцу», как говорят Писания, и сложив, что примыслили, начали опять возвращаться: к прежним своим мыслям и утверждать, что, конечно, Сын не подобен Отцу и ни в каком отношений у Сына нет подобия с Отцем. И столько переменились они, что стали принимать открыто рассуждающих по-ариански, даже отдавать им церкви, чтобы свободнее изрыгали они хулу. За великое бесстыдство хуления стали все называть их аномеями, имели же они еще прозвание — «изнесущных» (???????????), покровителем их нечестия был еретик Констанций, который до конца пребыл в нечестии, и уже умирая, пожелал принять крещение, не от благочестивых мужей, но от Евзоия, который за арианскую ересь не один раз, но многократно был извержен и когда был еще диаконом, и когда епископствовал в Антиохии.

32) Дойдя до сего, поименованные мною выше остановились на том и были извержены, но хорошо знал я, что не остановятся те, которые до сего времени притворствовали, воегда они будут составлять скопища против истины, пока не придут в себя и не скажут: «восстав, пойдем к Отцам своим и скажем им: анафематствуем арианскую ересь и признаем Собор Никейский». Ибо спор у них с этим Собором. Посему кто 136 же, имея хотя несколько чувств, будет терпеть их? Кто, видя, как на каждом Соборе одно исключается, а другое прибавляется, не усмотрит, что разумение их, какое имеют о Христе, и подозрительно, и притворно? Кто, видя, как они распространяются в своих изложениях веры и в оправданиях касательно того, в чем обвиняют их, не усмотрит, что они сами на себя произносят суд и с намерением пишут много, чтобы неумеренным любочестием и своим многословием привлечь людей простых и прикрыть свою ересь? Но как язычники, по слову Господню, лишше глаголя в молитвах (Мф 6:7), не получают от того пользы, так и они после стольких усилий не могли испровергнуть суда, произнесенного на ересь арианскую, но еще более обличенные были низложены, и справедливо. Ибо какое из написанных ими исповеданий примет слушающий их? Или на каком утверждаясь, будут оглашать они приходящих к ним? Если все эти исповедания согласны в одном и том же, то какая нужда во многих? Если же была нужда в стольких исповеданиях, то явно, что каждое из них недостаточно и неполно, и в этом сами они, более нас, обличают себя тем, что каждое изменяют и переделывают. Множесггво Соборов и разность написанных исповеданий показывают, что присутствовавшие на Соборах, хотя противоборствовали Собору Никейскому, однако же не могли устоять против истины.

33) Поскольку же так они вели себя в отношении и к себе самим и к своим предшественникам, то допросив их, дознаемся от них самих, какую усмотрев несообразность или на какое жалуясь речение в написанном, стали они непокорны Отцам и противятся Вселенскому Собору? «Нам 137 не нравятся, — говорят они, — речения от сущности и единосущный, потому что они некоторых соблазнили и многих возмутили». Так говорили они в своих писаниях, но иной основательно возразит им так: если эти речения, сами по себе взятые, служат для них причиной соблазна, то надлежало не некоторым только соблазняться и не многим возмущаться, но и нам, и всем прочим разуметь их одинаково. Если же все охотно приемлют эти речения и написаны они не кем бы то ни было, но собравшимися из целой вселенной и подтверждают их собравшиеся ныне в Аримине епископы числом более четырех сот, то говорящие это вопреки Собору не впрлне ли обличаются, что виновны не речения, но злоумие перетолковывающих оные? Многие, с худою мыслию читая божественные Писания, превратно разумея их, обвиняют Святых. Таковы были тогдашние иудеи, неприявшие Господа, таковы же и нынешние иудеи, хулящие Закон, причиною для них были не Писания, но собственная их злонамеренность. Поэтому, если можете показать, что речения худы, то сделайте это, и пусть будет представлено основание доказательства, но не выставляйте в предлог соблазняющихся, чтобы с вами не было того же, что и с тогдашними фарисеями. Ибо когда выставляли они в предлог, что соблазняются учением Господа, сказал им Господь: всяк сад, егоже не насади Отец Мой небесный, искоренится (Мф 15:13). Говоря же это, показал, что ненасаждаемые Им глаголы служили для фарисеев соблазном, но сами они соблазняли себя, с худою мыслью, приемля, что сказано хорошо. Ибо и жаловавшиеся тогда на Послания апостола обвиняли не Павла, но свое невежество и превратное разумение.