Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О СОБОРАХ, -БЫВШИХ В АРИМИНЕ -ИТАЛИЙСКОМ И В -СЕЛЕВКИИ ИСАВРИЙСКОЙ-1) И до вас, может

2) Дивлюсь прежде всего (я думаю, и всякий сколько-нибудь разумный человек с удивлением смотрит на это), почему, когда назначено быть вселенскому Собору и все ожидали его, Собор вдруг разделен, и одни стали сходиться в одном месте, а другие собираться в другом, разве, может быть, и это было делом Промысла, чтобы на каждом из этих Соборов обнаружилось нелестное и чистое мудрствование о вере в одних и обличилось сомнительное и подозрительное поведение других. А потом представлялось нам с здешними искренними братиями неприличие такого собрания, скорбели мы внутренно, рассуждая, что побуждало приводить в смятение вселенную и тем, которые в это время назывались клириками, ходить туда и сюда и доискиваться, как научиться им веровать в Господа нашего Иисуса Христа? Ибо если они уже веровали, то не стали бы доискиваться, как не имеющие веры. Немалым соблазном было это для оглашенных, и язычникам подавало не легкий, но сильный повод к смеху, что христиане, как будто только пробудившись от сна, начинают доискиваться, как им веровать о Христе. Итак, 6 Т. е. Скифополя. 94 называемые их клирики, присвояющие себе преимущество перед народом, как учители, обличили теперь себя неверующими, доискиваясь, чего не имеют.

И Урзаций с своими сообщниками, быв виновником этого, не знал, какой собирает себе гнев, когда Господь и через Святых говорит: горе, ихже ради имя Мое хулится во языцех (Ис 52:5), и Сам вещает в Евангелии: Иже аще соблазнит единаго малых сих, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его и потонет в пучине морстей (Мф 18:6), неже да соблазнит от малых сих единаго, как присовокупил Лука (Лк 17:2).

3) Ибо чего в учении благочестия не доставало вселенской Церкви, чтобы ныне разыскивать о вере и им в своих изложениях веры выставлять имена ипатов настоящаго времени? Урзаций, Валент, Герминий и прочие с ними сделали, чего еще не бывало и о чем никогда не было слышимо у христиан. Написав, как пожелали они веровать, выставили ипатство, месяц и число текущего времени, показывая тем всякому разумному человеку, что вера их возымела начало не прежде, но теперь только при Констанции, потому что написали все это в пользу своей ереси. Притом пиша повидимому о Господе, именуют они себе иного владыку, Констанция, потому что он дал владычество их нечестию, и отрицающие вечного Сына назвали Констанция вечным Царем. Так христоборны они в нечестии!

Но поводом выставлять ипатство служит для них, может быть, указание времени у святых пророков. Впрочем, если осмелятся и это сказать, то объявят тем свое невежество. Пророчества святых содержат в себе упоминание о времени. 95 Исаия и Осия были во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, а Иеремия — во дни Иосии, Иезекииль же и Даниил — при Кире и Дарие, и другие пророки пророчествовали в иные времена, не начало полагая богочестию (оно было и прежде их, и всегда, даже прежде сложения мира Бог уготовал нам его во Христе), и не означали тем времени веры своей (и до сего времени были они верующие), указывалось же этим время проповеди. А проповедь их касалась преимущественно Спасителева пришествия, вслед же за сим — и будущей судьбы израиля и язычников. И означалось время не начала веры, как сказал я выше, но самых пророков, когда они жили и пророчествовали это.

Но нынешние мудрецы сии, не историю излагая и не будущее предсказывая, но написав: изложена вера вселенская, присовокупили и ипатство, и месяц, и число, чтобы, как Святые надписывали время событий и своего служения, так и им указать время своей веры. И пусть писали бы это о своей вере, потому что она началась ныне, но не осмеливались бы писать сего о вере вселенской! Ибо не написали: ми так веруем, но: изложена вера вселенская.

4) Посему дерзость намерения обличает их невежество, а выдуманный ими новый способ писать сообразен с арианской ересию. Ибо написав таким образом, показали, когда начали они веровать и с какого времени намерены проповедывать свою веру. И как, по слову евангелиста Луки, издано повеление (2:1) о переписи, прежде же не было сего повеления, но возымело оно начало с того дня, в который издано писавшим, так и они, написав: «изложена ныне вера», показали, что мудрование их ереси есть нечто новое и что прежде его не было. А если присовокупили: вера вселенская, то сами того 96 не примечая, впали в неразумие фригийских еретиков, так как и те подобно им говорят: «нам первым было откровение, от нас начинается христианская вера». И как те Максимиллу и Монтана, так эти, вместо Христа, надписывают владыку Констанция. Если же, по словам их, вера имеет начало с нынешнего ипатства, что тогда делать Отцам и блаженным мученикам. Что и им самим делать с теми, которые ими были оглашены и почили прежде сего ипатства? Как пробудить их, чтобы изгладить в них, чему, повидимому, были научены, а всеять, что изобретено и написано ныне? Таково невежество этих людей, умеющих только выдумывать предлоги, но предлоги нелепые и невероятные, по следам которых идет обличение.

5) Собор в Никеи был не просто, но по необходимой нужде и по основательной причине. Христиане в Сирии, Киликии и Месопотамии погрешали в празднестве и совершали Пасху с иудеями. Восстала также против вселенской Церкви арианская ересь, и защитниками, заботившимися о ней и злоумышлявшими противу благочестивых, и дела Евсевия и его сообщников. Такова была причина вселенского Собора, чтобы праздник совершаем был повсюду в один день, и возникающая ересь предана была анафеме. Это и было сделано. Сириан убедили, а ересь арианскую объявили предтечею антихриста, и весьма хорошо сделали, издав изложение веры, написанное против этой ересй. Впрочем, и при таком числе писавших не осмелились они на что-либо подобное сделанному сими троими или четверыми. Ибо не выставили ипатства, месяца и числа, но о Пасхе написали: постановлено нижеследующее (ибо тогда только было постановлено, чтобы все исполняли это), а о вере написали не 97 «постановлено», но: «так верует вселенская Церковь», и вслед за сим исповедали, как они веруют, показывая тем, что учение их есть не новое, но апостольское, и что написанное ими не ими изобретено, но есть то же самое, чему научили апостолы.

6) А составляемые ими ныне Соборы какую имеют основательную причину? Если явилась какая новая ересь после арианской, то пусть скажут в точных словах, что вымышлено сей ересью и кто ее изобретатели? Пусть также письменно, как поступили Отцы в Никеи, предадут анафеме ереси, бывшие прежде сего Собора, в числе которых находится и арианская, чтобы показать тем, что и у них есть какой-либо достойный вероятия предлог сказать новое. Если же ничего подобного не было, и не могут они показать сего, вернее же то, что говорят это, держась сами нечестия Ариева, и обличаемые ежедневно меняют свои мысли, то какая нужда в Соборах, когда и против арианской ереси и против других ересей достаточно Собора бывшаго в Никеи, который осудил все эти ереси здравою верою? Ибо и пресловутый Аэтий, прозванный безбожником, оказывается смелым не как изобретатель собственнаго безумия, но и он с обольщенными им потерпел крушение, обуреваемый арианским иноверием. Поэтому, напрасно ходят они всюду и выставляют в предлог, что ради веры пожелали Соборов. Всего достаточнее божественное Писание. А ежели есть нужда для сего и в Соборе, то имеем определения Отцов, собиравшиеся в Никеи не вознерадели об этом, но так прекрасно написали, что с искренним сердцем читающие писания их могут по ним содержать в памяти благочестивую веру во Христа, возвещенную в божественных Писаниях.

7) А поскольку нет у них ничего основательного, 98 хотя они и вымышляют предлоги, однако же во всем встречают затруднения, то остается уже им сказать: «прекословя бывшим прежде нас и преступив предания отцов, пожелали мы, чтобы составился Собор, но убоявшись также, чтобы когда соберутся все во едино, старание наше не оказалось опять напрасным, пожелали, чтобы Собор разделен был на два, и нам, когда отделится одна часть, показав написанное нами, можно было привлечь к себе болыиинство, угрожая покровителем нечестия — Констанцием, а таким образом сделать недействительным совершенное в Никеи, прикрыв себя простотою написаннаго нами». Если же не сказали они этого прямыми словами, то с этою именно мыслью все делали и приводили в смятение. И действительно, неоднократно высказав и написав многое на разных Соборах, никогда не упоминали об арианской ереси, как о зловредной. Но если же иногда некоторые из присутствующих осуждали ереси, то они защищали ересь арианскую, которую анафематствовал Собор Никейский, и даже с любовью принимали говорящих по-ариански. Посему и это служит сильным д?казательством, что нынешние Соборы измышлены не ради истины, но к уничтожению совершенного в Никеи. Но и что сделано ими и подобными им на этих самых Соборах, не менее показывает справедливость сказанного. Ибо нужно, наконец, сделать известным в подробности, как это происходило.

8) Все ожидали, что приглашенные Царскими посланиями соберутся во едино и составится один Собор. Но когда Собор разделен, и одни отправились в суровую Селевкию, а другие собрались в Аримин, и было уже там более четырех сот епископов 7, тогда в этот же город 7 Собор этот был в 359 году. 99 пришли Герминий, Авксентий, Валент, Урзаций, Демофил и Гаий. Все прочие епископы беседовали от божественных Писаний, а они показывали хартию, и читая имена ипатов, требовали предпочесть это всему Собору и ни о чем более не спрашивать еретиков, не изведывать их мыслей, но довольствоваться этим одним. Написанное же ими было следующее: Изложена вера вселенская в присутствии Государя нашего благочестивейшего и победоносного Царя Констанция Августа, вечного, досточтимого, в ипатотво светлейших Флавиев, Евсевия и Ипатия, в Сирии в одиннадцатый день июньских календ.

Веруем в Единого, единственного и истинного Бога Отца Вседержителя, Творца и Зиждителя всяческих и в Единого Единородного Сына Божия, прежде всех веков, прежде всякаго начала, прежде всякого умопредставляемого времени, прежде всякой умопостижимой сущности, бесстрастно рожденного от Бога — Сына, которым совершились веки и все пришло в бытие, рожденного же единородным, единственного от единственного Отца, Бога от Бога, подобного родшему Его Отцу, по Писаниям — Сына, рождения которого никто не знает, разве только один родший Его Отец. Знаем, что сей Единородный Сын Божий по Отчему мановению пришел с небес во отметание греха (Евр 9:26), родился от Марии Девы, пребывал с учениками, исполнил все домостроительство по Отчему изволению, распят, умер, снисшел в преисподнюю и там совершил Свое домостроительство (и вратники адовы, увидев Его, ужаснулись), воскрес из мертвых в третий день, пребывал с учениками и по исиолнении всего домостроительства, по истечении четыредесяти дней, взят на небеса, сидит одесную Отца и в 100 последний день воскресения во славе Отчей приидет воздать каждому по делам его. Веруем и в Святаго Духа, Утешителя, которого сам Единородный Божий Иисус Христос обетовал послать роду человеческому, по написанному: отхожу к Отцу Моему и умолю Отца, и иного Утешителя пошлет вам, Духа истины, — Он от Моего приимет, научит и воспомянет вам вся (Ин 14:16–17, 26; 15:26). Поскольку же наименование сущность отцы употребили по простоте, народу же оно непонятно и приводит в соблазн тем, что не находится его в Писаниях, то заблагорассудили исключить это наименование и впоследствии, говоря о Боге, совершенно не упоминать о сущности, потому что божественные Писания нигде не упоминают слова сущность об Отце и Сыне. Нарицаем же Сына по всему подобным Отцу, как говорят и учат святые Писания.

9) По прочтении этого в скором времени узнано коварство писавших. Епископы предлагали с прочими ересями предать анафеме ересь Ариеву, и на это все были согласны. Но Урзаций, Валент и бывшие с ними отказывались, тогда стало уже заметно, что написали они это не искренно, но с намерением — сделанное в Никеи обратить в ничто и вместо того ввести злоименную ересь. Посему подивившись хитрым их речам и коварному намерению, Отцы сказали: «собрались мы, не потому что имеем нужду в изложении веры (мы храним в себе здравую веру), но чтобы постыдить прекословящих истине и замышляющих нововведения. Поэтому если вы написали сие как теперь только начинающие веровать, то вы не клирики, а вступаете только в чин оглашенных. А если с какою мыслию собрались мы, ту же имея и вы, пришли, то будем все единомысленны, ереси предадим анафеме, 101 а сами будем хранить Отеческие предания, чтобы не было более поводов к составлению Соборов после того, как предварили нас собравшиеся в Никеи и сделали все полезное для вселенской Церкви». Но когда и на это согласны были все епископы, упомянутые выше отказались. И все уже, признав их невеждами, обманщиками, а лучше сказать — еретиками, подтвердили Собор, бывший в Никеи, и рассудили довольствоваться им, а упомянутых выше Урзация, Валента, Герминия, Авксентия, Гаия, Демофила объявили еретиками, и низложив их как в действительности не христиан, но ариан, написали против них на латинском языке следующее, по возможности переведенное на язык эллинский: 10) Список с соборнаго послания к Констанцию Августу

Уверены мы, что постановленное уже давно было учинено по Божию повелению и по указу твоего благочестия. Ибо из всех городов западных собрались все мы, епископы, вместе в Аримин, чтобы известною сделалась вера вселенской Церкви и явными стали противомыслящие. И после того, как нашли мы по многому рассмотрении дела, заблагорассуждено — ту издревле пребывающую веру, которую и пророки, и Евангелия и апостолы проповедали во имя Господа нашего Иисуса Христа, сию хранительницу царства твоего и покровительницу здравия твоего, всегда содержа, нам хранить и, до конца храня, соблюдать. Ибо неуместным и непозволительным оказалось переменять что-либо из того, что в Никеи вместе с достославным Константином, отцом и Царем твоим, законно рассмотрено и определено, то есть из того учения, из того верования, которое возвещено и доведено до слуха и понятия всех людей, которое одно противоборственно ереси 102 Ариевой и для нее губительно, которым не только сия, но и прочие ереси низложены, к которому действительно и приложить что-либо опасно, и отнять от него что-либо бедственно, так что в том и другом случае врагам откроется свобода делать, что хотят.

Посему-то Урзаций и Валент, которые издавна были сообщниками и единомышленниками арианского учения и объявленные отлученными от общения с нами, чтобы снова вступить в него, просили принять их покаяние и даровать им прощение в том, в чем сами себя признали погрешившими, как саидетельствуют сделанные ими подписи. (Ради всего этого оказана была им пощада и вины прощены. Происходило же это в то время, как было соборное заседание в Медиолане, где присутствовали и пресвитеры римской Церкви). Сии, говорим, Урзаций и Валент, хотя знали, что и по кончине достойный памяти Константин, со всяким тщанием и испытанием изложил веру письменно и что после того, как он, крестившись, скончался и отошел к подобающему миру, неуместно вводить что-либо новое и презреть стольких святых исповедников и мучеников, составивших и написавших сии определения, пребывших мудрствующими во всем по древнему уставу Церкви (почему веру их и временам твоего царствования предал Бог чрез Господа нашего Иисуса Христа, которым и тебе дано царствовать так, что обладаешь и нашей вселенной), однако же, как жалкие и бедные разумением веры, с непозволительной дерзостью снова объявили себя проповедниками злочестивого мудрования и замышляют извратить весь порядок. Ибо когда по твоему повелению составилось соборное заседание, сложили они с себя покрывало своего обмана. Покусились с каким-то коварством и смятением привнести 103 нечто новое, нашедши присоединившихся к таковому сообществу Герминия, Авксентия и Гаия, производителей раздора и разногласия, и их учение, хотя одно, но превосходит все множество хулений. Когда же увидели, что не таково наше произволение и мы не одинаковых с ними злых мыслей, пришли на совещание с нами под видом, что хотят написать нечто новое. Но в скором времени обличился их образ мыслей. Посему, чтобы церковныя дела не подвергались тому же и повторяющиеся мятежи и молвы не привели всего в расстройство, оказалось надежным — издавна определенное хранить законным и непреложным, а упомянутых выше отлучить от общения с нами. По этой причине к благоснисходительности твоей отправили мы послов, сообщить тебе решение собрания и сделать известным посредством сего послания. А послам прежде всего приказали подтверждать истину тем, что весьма древне и согласно с законом. Они доведут до сведения и твоего благочестия, что не будет мира, какой обещали Урзаций и Валент, если допустить какое-либо уклонение от сообразнаго с законом. Ибо как могут доставить мир нарушители мира? От них скорее произойдут смятение и раздор с прочими городами и с римской Церковью.