О первородном грехе и искусственном зарождении

Святитель Феофан Затворник по данному вопросу говорит: "Скажу вам, когда начинается грешность. Вот как идет искушение: 1) представляется в мыслях худое или глаз что увидит, и виденное пробуждает мысли недобрые! Это есть прилог или приражение. Тут нет грешного, ибо и то и другое невольно нападает. Если вы тотчас, как только сознаете, что это худое, воспротивитесь ему и к Господу обратитесь, вы сделаете должное - подвиг духовный. Но если вы не воспротивитесь, а станете думать и думать, не сопротивляясь и не ненавидя, не отвращаясь, то это уже не доброе. Душа пошатнулась. Тут нет еще греха, но шаг ко греху сделан

Но если кто займется помыслом этим и станет думать о нем и думать, то он сделает второй акт грехопадения: 2) внимание к злому помыслу или собеседование с ним. Тут нет еще греха, как я сказал, а полагается ему начало; 3) третий момент в грехопадении - сочувствие худому помыслу: приятно думать и самое дело приятно. Тут больше греха (ближе к греху - а.к.), но еще нет его. Это нечистота. И бывает, сочувствие вырывается вдруг - непроизвольно; 4) четвертый момент в грехопадении есть склонение воли, пожелание дурного, хотя еще не решительное. Тут грех есть, ибо есть дело произвольное. Чувствами не всегда можно владеть, но пожелания в нашей власти. Однако ж все это не настоящий грех, а только преддверие к нему; 5) пятый момент - согласие на грех или решение согрешить. Тут грех настоящий, только внутренний. За этим не замедлит явиться и 6) грех делом И се настоящее падение, пагуба души, потеря благодати, подпадение под власть врага. Так вот гоните помыслы, не вступая с ними в разговоры, подавляйте тотчас сочувствие, уничтожайте пожелания Тут вся борьба И бывает, что помысел, сочувствие и пожелание - все в один момент произойдут Ничего В таком случае они все стоят будто прилог И борьба все удобно прогонит их.

Чувство грешно, когда соизволяют на него, удерживают и разжигают его; а когда оно невольно врывается в душу, душа не хочет его и напрягается вытеснить его - тут греха нет, а есть борьба добрая Грешное дело так идет: мысль, чувство и сочувствие, соизволение, решение или избрание и дело. Кто прогонит мысль чист остается. С чувства и сочувствия начинается грешность по мере соизволения. Где нет соизволения, там нет греха" (цит. по 24:339-341).

4.3. Под злом мы будем понимать последствия греха (наказание, или возмездие за грех) [40]. При таком определении зла оно становится нравственным понятием [41] (обзор ложных мнений о происхождении зла приведен, например, в 23:346-352). С этой точки зрения, не будут являться злом как следствием личных грехов (то есть нравственным злом), например, болезни, физические недостатки, различные трудности, неприятности, горести и страдания, попускаемые Богом для испытания верности Ему и смирения (см., например, Втор.8:2,3), для очищения и укрепления в праведности (см., например, Иов.), необходимые для явления дел Божиих [42]; происходящие по "естественным" [43] причинам.

4.4. Таким образом, грех - это неугодный Богу поступок, под которым понимается определенное действие или, в зависимости от воли Божией, отсутствие должного действия. "Грех есть как то, что законом Божиим запрещенное делается, так и то, что законом Божиим повеленное оставляется Ибо Бог в законе Своем повелел как уклоняться от зла, так и творить благое" - говорит святитель Тихон Задонский (цит. по 83:233). При этом конкретным выражением данного действия могут быть мысли, слова, физические воздействия, желания. Грех имеет определенную длительность, то есть существует временно, в процессе его совершения.

Зло является воздаянием за грех и представляет собой определенное физическое и/или духовное состояние (см., например, 21:375). В этом состоянии разумное и свободное (нравственное) существо (человек или ангел) может находиться неопределенное время. Иными словами, зло, в отличие от греха, может существовать неопределенно долго. Например, в течение нескольких дней в виде легкой болезни человека, в течение всей жизни, в течение жизни нескольких поколений, в течение жизни всех поколений людей, ибо грех делается, а зло остается, грех совершили, а зло осталось [44]. Соотношение между грехом и злом можно выразить в следующем виде: сделанный человеком грех является через его последствия злом для человека, или в более краткой и условной форме: грех человека есть зло для него.

Заметим, что термины "грех" и "зло" иногда смешиваются. Так, например, о зле говорится как о нарушении заповеди Божией: "или оно (зло - а.к.) существовало как риск - риск нарушения запрета Адамом" (20:248,249); как о прямом противодействии Богу: "Зло есть бунт против Бога" (20:250). То есть зло отождествляется с грехом. С другой стороны, в той же работе (20) под злом понимается определенное состояние личности: "Зло не есть природа, но состояние природы, и в этом высказывании отцов заключается большая глубина Точнее, зло есть определенное состояние этой природы; это воля, ложная по отношению к Богу зло - это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога" (20:252). Заметим, что в этой же работе о зле говорится и как о последствии греха: "Таким образом, зло имеет своим началом грех одного ангела" (20:252), то есть здесь грех и зло ясно различаются.

Блаженный Диадох Фотикийский говорит о зле не как о состоянии после греха, а как о действии, то есть о грехе: "Природа добра могущественнее навыка ко злу, так как первое существует, а второе не существует, разве только при совершении его" (цит. по 86:34). В альтернативных переводах Рим.7:21,25, приведенных в 19:120,121, значения терминов "грех" и "зло" практически тождественны ("Когда я хочу сделать что-нибудь доброе, нечто немедленно заставляет меня творить зло"; "будучи всего лишь слабым человеком, я подчиняюсь внутренней силе, заставляющей меня грешить"). Аналогичные значения имеют указанные термины и в 23:93 (Книга 1): "злом в собственном и строгом смысле должно считать грех, нарушение свободой человеческой воли Божией". Там же говорится о зле и как о следствии греха: "Грехи же, следствием которых бывает физическое зло" (23:93. Книга 1).

Глава 5. Последствия первородного греха для прародителей и их потомков (рода человеческого)

5.1. Нарушив заповедь в раю, прародители подверглись наказанию [45] в соответствии с Божиим предупреждением "а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт.2:17). В частности, их тела стали смертными (в Быт.5:5 сказано, что Адам умер в возрасте 930 лет), а души лишились благодати Божией, то есть подверглись смерти духовной [46]. Благодать была той духовной пуповиной, которая связывала прародителей с Богом и была перерезана вследствие их греха [47]. При этом, несмотря на продолжающееся общение прародителей и их потомков с Богом, благодать Божия была уже доступна не всем людям, а только избранным. Ибо, разве "Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?" (Рим.9:21)

Преподобный Серафим Саровский говорит об этом так: "Когда же (Адам и Ева - а.к.) вкушением от Древа познания добра и зла - преждевременно и противно заповеди Божией - узнали различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступлением заповеди Божией, то лишились этого бесценного дара благодати Духа Божия, так что до самого пришествия в мир Богочеловека Иисуса Христа Дух Божий не был в мире, ибо Иисус не был прославлен (Ин.7:39).

Однако это не значит, чтобы Духа Божия вовсе не было в мире, но Его пребывание не было таким полномерным, как в Адаме или в нас, православных христианах, а проявлялось только извне, и признаки Его пребывания в мире были известны роду человеческому. Так, например, Адаму после падения, а равно и Еве, были открыты многие тайны, относившиеся до будущего спасения рода человеческого. И Каину, несмотря на его нечестие и преступление, удобопонятен был глас благодатного, хотя и обличительного, Божественного собеседования с ним. Ной беседовал с Богом. Авраам видел Бога и день Его и возрадовался [48]. Благодать Святого Духа, действовавшая отвне, отражалась и во всех ветхозаветных пророках и святых Израиля. У евреев потом заведены были особые пророческие училища, где учили распознавать признаки явления Божиего или Ангелов и отличать действия Духа Святого от обыкновенных явлений, случающихся в природе неблагодатной земной жизни. Симеону Богоприимцу, Богоотцам Иокиму и Анне и многим бесчисленным рабам Божиим бывали постоянные, разнообразные Божественные явления, гласы, откровения, оправдывающиеся очевидными чудесными событиями.

Не с такою силой, как в народе Божием, но проявление Духа Божиего действовало и в язычниках, не ведавших Бога Истинного, потому что и из их среды Бог находил избранных Себе людей. Таковы, например, были девственницы - пророчицы, сивиллы (прорицательницы, упоминаемые античными авторами), которые обрекли себя на девство для Бога Неведомого, но все же для Бога, Творца вселенной и Вседержителя, и Мироправителя, каковым Его и язычники сознавали.

Также и философы языческие, которые хотя и во тьме неведения Божественного блуждали, но, ища истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому этому боголюбезному ее исканию причастными Духу Божиему, ибо сказано: Язычники, неведующие Бога, по природе законное делают (Рим.2:14)" [49] (62:31,32).