О первородном грехе и искусственном зарождении
"Удивительно, с какой легкостью совершилось падение праотцев! Не было ли оно предуготовлено их внутренним расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящества?" (32:165).
"Первый грех рождается в чувственности - стремлением к приятным ощущениям, к роскоши, в сердце - желанием наслаждаться без рассуждения, в разуме - мечтанием кичливого многоведения и, следовательно, проникает все силы естества человеческого" (108:104).
"Грехопадение было первым моментом, когда в человеке восторжествовала воля к власти, потому что познание добра и зла в библейской символике означает не знание интеллектуальное, а владение, ибо глагол даат означает близкое соприкосновение и употребляется, когда речь идет о владении мастерством, о супружеских отношениях и других подобных вещах" (80:73).
"Таким образом, вместо прежних святых мыслей о Боге, наполнявших душу жены, все ее существо прониклось одними чувственными помыслами и пожеланиями, обращенными на запретный плод. (Возможно, здесь еще повлиял психологический фактор, заключающийся в том, что "запретный плод всегда сладок". Как сказано в Прит.9:17, "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". В 48:19 этот стих толкуется так: "запрещенные удовольствия сладки и вкусен утаенный хлеб" - П.В.). Грех богоотступничества уже совершен в душе. Осталось только исполнить свой злой умысел на деле Адам разделил с женой все греховные помыслы и чувства" (2:235).
Ср. с: "Христос принял человеческое естество, свободное от дурных помышлений или советов вожделения, каковою была природа Адама, прежде чем он, нарушив заповедь, впал в порочные замыслы" (38:430 со ссылкой на св. Афанасия - см. прим. к главе ХХ в работе 38, п.II). Как уже отмечалось нами, Адам впал в порочные (дурные, греховные) помыслы не после нарушения заповеди, а до этого, так как в начале необходимо был помысел о вкушении запретного плода и лишь потом - само вкушение.
29. В соответствии с Быт.2:17 нарушением закона Божиего (грехом) являлось именно вкушение плодов с дерева познания добра и зла, а не помышления об этом и пожелания этого. Заметим также, что, по общепринятому мнению, первородным грехом считается непосредственно вкушение запретных плодов, а не помышление об этом. Конкретно о возможности совершения греха в мыслях и пожеланиях сказано в 10-й заповеди Божией (Исх.20:17; Втор.5:21) и в Мф.5:28.
30. "Преподобный Максим говорит о "лукавых узах естества", которые накрепко связывают человека приманками удовольствий" (2:244).
"С тех пор, как враг склонил первых людей ко греху чувственными благами, он как бы захватил в свою власть сребро и злато и все наслаждения чувственности и ими пленяет и держит в своей власти всех неосторожных" (41:28).
"Диавол делает свое - раскидывает обольстительные виды чувственности: увеселения, бесстыдные и скверные лица женские; пищу, питье; наряды и прочее, прочее" (41:76).
В Еф.4:22 говорится об образе "жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях". См. также прим. 56, 57, 60.
31. Митрополит Макарий говорит: "Второй причиною падения наших прародителей, причиною в собственном смысле, были они сами" (21:480).
Заметим, что с точки зрения предлагаемой терминологии сами прародители (точнее их чувства, мысли, желания) и являлись собственно (единственной) причиной грехопадения.
32. Здесь "воля" имеет значение "власти", то есть возможности исполнять свои желания.
33. "Как видим, Бог, прежде чем осудить человека, вопрошает его, ожидая, что тот принесет искреннее раскаяние. Ведь человек - это "открытая возможность". Ему дан разум, чтобы он мог сознательно осудить свой поступок. Ему дана свободная воля, чтобы иметь мужество открыто признаться в преступлении против заповеди" (12:240).