О первородном грехе и искусственном зарождении

"Грех является нарушением закона, но какого закона? - закона жизни. Жизнь в настоящем смысле слова возможна только через участие в жизни Самого Бога, так как Он является единственным не обусловленным, самостоятельным источником жизни, лучше сказать: Он - самая жизнь. Оторваться от Него - значит вступить в область потускнения, вымирания и наконец самой смерти. Поэтому грех есть беззаконие, но не надо обманываться. Быть послушным закону не значит быть "законопослушным" в юридическом смысле этого слова, то есть быть исполнителем правил, остающихся для нас внешними Это значит, что то, что нам представлено в Новом Завете в виде законов, в сущности - не правила жизни, а указания на то, что должно бы в нас, в нашем сердце, в нашем уме быть силой, движущей нашей жизнью. Это не внешний закон, а описание внутреннего человека (Рим.7:22).

Второе понятие о грехе, тоже очень важное и связанное с предыдущим, это оторванность от Бога. Мы только потому относимся к воле Божией как к внешнему закону, что мы от Бога оторваны сердцем. Эта оторванность нашего сердца от Бога, нашей воли от воли Божией, наших мыслей от мыслей и представлений Божественных и является основной нашей греховностью" (98:25-28).

"Грех - это нарушение христианского нравственного закона, это непослушание верующего Слову Божию. Понятие греха - религиозное, оно применительно только к лицам, принимающим христианский закон, исповедующим веру в Бога и в силу этого находящимся в "ограде церковной". Кто же вне Церкви, тот и не способен осознать вполне своей греховности, увидеть всего своего падения, ужаснуться глубине своей зараженности смертельной болезнью, почувствовать все свое удаление от Бога, от Истины" (99:14,15).

"Словом "грех" в Новом Завете, как правило, переводится греческое слово амартиа. Оно определяет как состояние неправоты в глазах Божьих, так и конкретное деяние, неправое по отношению к другому человеку и к Богу. Таким образом, грех всегда подразумевает сознательное или невольное нарушение данного Богом нравственного закона и неповиновение Богу" (19:38). При этом понятие "грех" подразумевает (включает) такие аспекты, как: "отдельный неправильный поступок или целый ряд таких действий; греховность как общее состояние неправоты, в котором пребывает человечество в состоянии порабощенности греху; сумма всех неправильных поступков человека; персонифицированная сила, воздействующая на жизни людей и заставляющая их поступать неправильно" (19:38).

Одним из значений термина "грех" в 95:48 является: "Поступок вопреки воле, заповедям и замыслам Божиим, а также мысли и слова, ведущие к таким поступкам".

"Апостол Иоанн говорит: "всякий творящий грех и беззаконие творит: и грех есть беззаконие". Апостол Павел считает грех Адама "непослушанием воли Божией", "преступлением" против нравственного закона Божия, откровенного или естественного. Нарушить закон, Божию заповедь можно двояким образом: либо совершить прямо противоположное тому, что сказано в законе или не исполнять требуемых положительных действий в законе." (114:690. См. термин "грех").

При толковании слов апостола Иоанна "грех есть беззаконие" (1Ин.3:4), священник Павел Флоренский пишет, что под словом грех "тут берется (понимается - а.к.) не одно из многих прегрешений, но именно грех, как таковой, как совокупность всего греха, сущего в мире, грех в его метафизическом корне, как Грех" (121:169). При этом грех здесь обозначает: "не одно из беззаконий, не беззаконие вообще, а беззаконие, по преимуществу заслуживающее это название, - то, что несет в себе самое начало беззаконности, - беззаконие в чистейшем и полнейшем виде и смысле, - деяние в высшей степени совокупляющее в себе все то, за что отдельные беззакония называются беззакониями, - само беззаконие или, одним словом, - Беззаконие.

Грех есть Беззаконие, есть извращение Закона, то есть того Порядка, который дан твари Господом, того внутреннего Строя всего творения, которым живо оно, того Устроения недр твари, которое даровано ей Богом, той Премудрости, в которой - смысл мира. Вне Закона, Грех - ничто, имеет лишь мнимое существование" (121:170).

"В Библии часто, почти на каждой странице, говорится о той реальности, которую мы обычно называем грехом. Ветхозаветные выражения, относящиеся к этой реальности, многочисленны; они обыкновенно заимствованы из человеческих взаимоотношений: упущение, беззаконие, мятеж, несправедливость и так далее; иудаизм добавляет к этому "долг" (в смысле задолженности), и это выражение применяется и в Новом Завете; в еще более общем порядке грешник бывает представлен как тот, "кто делает злое пред очами Божиими"; "праведному" (саддик) обычно противопоставляется "злой" (раша'). Но истинная природа греха с его лукавством и во всей его широте выявляется прежде всего через библейскую историю; из нее мы узнаем также, что это откровение о человеке есть в то же время откровение о Боге, о Его любви, которой грех противится, и о Его милосердии, которое проявляется вследствие греха; ибо история спасения - не что иное, как история безустанно повторяемых Богом Творцом попыток оторвать человека от его привязанности к греху" (115. См. термин "грех").

36. "Законом познается грех" (Рим.3:20); "где нет закона, нет и преступления" (Рим.4:15); "Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона" (Рим.5:13. См. также приложение 2); "страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших" (Рим.7:7); "без закона грех мертв" (Рим.7:8); "сила греха - закон" (1Кор.15:56). О связи греха и закона также говорится в Иак.2:9: "грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками".

37. Именно поэтому мы и просим Бога простить прегрешения наши, совершенные, в том числе, бессознательно, невольно и неведомо для нас: "прости нам прегрешения наши, совершенные нами сознательно или бессознательно" (Молитвы утренние. Молитва 5-я св. Василия Великого); "прости вольные мои грехи и невольные, ведомые и неведомые" (Молитвы вечерние. Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу); "Боже, отпусти, оставь, прости мне согрешения мои, которыми я согрешил перед Тобою вольно или невольно" (Последование ко Святому Причащению. Молитва св. Иоанна Златоустого, 7-я). Приведем также слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): "Господи! Прости нас, мы даже не сознавали, что навлекли на себя этим (человеконадеянием - П.В.) Твое проклятие!" (16:26). Заметим, что в Иер.17:5 про человеконадеяние сказано: "Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою" (16:26).

В Ветхом Завете говорится о виновности за непреднамеренный грех (то есть грех, совершенный по ошибке, по незнанию) и необходимости принесения жертвы за него (Лев.4:1-35; 5:1-19).

"Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше" (Лк.12:47,48).

"Господу, по особому Его о нас смотрению, нередко бывает угодно скрывать от нас волю Свою, ибо ведает Он, что мы, узнав волю Его, не послушали бы ее и за это понесли бы уже тягчайшие наказания" (преподобный Иоанн Лествичник. Цит. по 43:366,367).