«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Наконец, нестроение в государственной жизни старой России, то есть когда Церковь не была отделена от государства, например, притеснение слабых сильными, бедных богатыми, злоупотребление властей, пьянство, разврат, самосуд среди простого народа и пр. возбуждали сильное недовольство против существующих в государстве порядков. Такое недовольство, развитое среди многих русских людей, не мало содействовало как появлению, так, в особенности, развитию сект.

РАЗДЕЛЕНИЕ СЕКТ

Отделившись от РПЦ, сектанты, в силу общего исторического закона, не остановились на этом, а, в свою очередь, стали делиться между собой и распались на множество сект, а секты – на частные толки. Все наши секты обыкновенно делятся на рационалистические (от латинского «рацио»  разум) и мистические. Те секты, которые единственным источником вероучения признают Святое Писание, но в то же время в толковании его допускают полную свободу, произвол и греховное насилие, руководствуясь исключительно личным пониманием, и ставят человеческий разум (рацио) в деле веры выше авторитета Церкви, не придают должного значения церковной внешности и тайнодействиям, отвергают иерархию, почитание святых икон, мощей, крестное знамение, посты и т.д. называются рационалистическими.

Те же секты, которые признают начало внутреннего озарения и откровения, верят в непосредственное, таинственное единение человека с Богом, через воплощение в нем Божества,  допуская полное их отождествление, и в учении о нравственности держатся дуалистических воззрении, называются мистическими, а по своей скрытности  тайными.

К последним относятся: хлыстовщина, скопчество, киселевщина и другие, а к первым  баптизм, духоборство, молоканство, иеговизм, пашковщина, адвентизм, толстовщина и др. Но деление это нельзя назвать вполне точным, потому что большая часть так называемых рационалистических сект заключает в себе очень много элементов мистических и, наоборот,  в мистических сектах есть элементы рационализма, причем в некоторых сектах те и другие крайне смешаны. Ввиду этого, если и можно оставить такое деление, то лишь потому, что в одних сектах преобладают мистические элементы, а в других  рационалистические.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

Церковь Божия едина. Единство Церкви является одним из основных догматов в христианском вероучении. Эта догматическая истина, полностью основанная на Священном Писании, выражена в Никео-Цареградском Символе веры: «Верую... во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь». Иисус Христос основал на земле одну Церковь, в Которой, по предвечному определению Отца Небесного, предложено спасение всему человеческому роду: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18),  Господь говорит об одной Церкви, а не о многих. Изображая Церковь в притчах, Он также говорит об одном стаде под водительством единого Пастыря-Христа и об одном овчем дворе: «... будет едино стадо и един пастырь» (Ин. 10, 16); об одной виноградной лозе: «Будите во Мне и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе...» (Ин. 15, 4); об одном Царстве Божием на земле (Мф. 13, 24-50). Христос установил одно крещение и одно причащение. Единство в Нем верующих составляло предмет Его последней молитвы, известной под именем первосвященнической, в которой Он молился не только о непосредственных Своих учениках и апостолах, но и о всех Своих последователях всех времен и народов: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы...» (Ин. 17, 11), но не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их (апостолов) ради в Мя. Да вси едино будут: «якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут...» (Ин. 17, 20-21).

Как Сам Божественный Учитель, так и ученики Его учили только об одной Церкви: «Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: Един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 4-6); для Церкви, как здания Божия, «основания инаго никтоже может положите паче лежащего, еже есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:10-11) еще: «Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» (Еф. 5, 25-27), или: «несть иудей, ни едлин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вси бо во едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Святые апостолы заповедали всем и на все времена: «Блюсти единение духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). В послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (16, 17), ибо, по словам святого Иоанна Златоуста: «Разрывать единство и полноту Церкви  не меньшее зло, чем создать ересь» («ЖМП», 1971, № 8, с. 10).

Только единой Кафолической Церкви принадлежат высокие обетования, данные ей ее Основателем  Христом (Мф. 16, 18; Мф. 28, 20; Еф. 1:22-23; Еф. 3:21); только она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истинах веры, или впасть в заблуждение. Выражая эту истину, основанную на выше указанных высоких обетованиях Христа, Послание Восточных патриархов в своем члене 12 говорит: «несомненно исповедуем, как твердую истину что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих Отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Катехизис, стр. 48). Только единая Церковь, основанная Христом и распространенная святыми Апостолами по всей нашей планете, вечна и врата адовы «не одолеют ей».