«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Систематизация ересей не была теоретически отвлеченным занятием, но имела своей задачей – «исторически объективное изложение еретических лжеучений»xiii и указывала на степень их отступления от апостольской веры.

Классификация сект в русском сектоведении

В русской богословской литературе по сектантству существовало несколько классификаций, но все они, по признанию проф. Т.И. Буткевича, были несовершенными.

Одни делили все секты на простонародные – хлыстов, скопцов, молокан, и подобные, и интеллигентные: толстовцев, пашковцев и т.п. Но это явно неудачная систематизация, поскольку в хлыстовских радениях участвовали и аристократы, и видные представители Серебряного Века,xiv а пашковщина усвоялась простыми людьми.

Иные разделяли секты на евангелические и духовные, так как считали, что одни секты заимствуют вероучение из Евангелия, а другие из личных откровений. Но практически все сектанты не отвергали Евангелие.

Третьи предлагали систематизировать секты по причинам, обусловивших их возникновение. Однако появление сект вызвано разными обстоятельствами, а не какой-то одной причиной.

Четвертые предлагали расположить секты в хронологическом порядке. Недостаток такой систематизации в том, что 1) не всегда можно точно установить время появления сект, 2) некоторые секты появились почти одновременно, 3) такое расположение разрывает органичную связь сект с их позднейшими разветвлениями.

Последняя, пятая, классификация делит секты на мистические, рационалистическиеxv и мистико-рационалистические.xvi

К первым относят хлыстов, скопцов и т.п.; ко вторым: духоборов, молокан, баптистов и т.п. Но поскольку у рационалистических сект имеются элементы мистики, а у мистических соответственно – рационалистические, то граница между этими категориями весьма условна. Тем не менее, эта классификация стала общепризнанной и такой осталась практически до настоящего времени.

Основной недостаток этих систем в том, что они не указывают на существо религиозных воззрений сект и не дают возможности проследить историю конкретных еретических идей, их влияние на возникновение новых ересей.

Классификация сект в протестантской литературе

Наиболее обобщенно деление сект на категории в протестантской и определенной части религиоведческой литературе может быть представлено следующим образом.

Псевдохристианские секты. К ним относят группы вышедшие из христианства, а именно: иеговистов, «Христианская наука» и т.п.

Восточные секты. Мировоззрение этих культов связано с индуизмом, буддизмом, даосизмом, синтоизмом, примитивным язычеством. К этой категории причисляют, например кришнаитов, Трасцедентальную медитацию.

Псевдонаучные секты. Эту категорию, по мнению протестантских ученых, составляют секты, проводящие психотерапевтические занятия для врачевания физически и психически больных людей. Мировоззрение этих культов связано с языческими и восточными религиозными идеями. К ним в частности относят Сайентологию, экстрасенсорику и др.

Синкретические секты. Доктрины этих групп состоят из идей двух или более религий. Очень часто это сочетание происходит путем переосмысления противоположных идей так, чтобы они согласовывались друг с другом. Эти секты представлены Теософским обществом, Антропософским обществом, бахаями, мунистами, масонством.

Оккультные секты. В эту категорию протестанты зачисляют секты, имеющие скрытые, тайные учения и ритуалы: движение Нью Эйдж, астрологию, сатанизм, розенкрейцерство.xvii