«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

То же самое можно сказать и в отношении сект возникших 50-60-х годы XX века, при определенных политических, религиозных условиях и в определенной культурной среде, наложившей свой опечаток на их облик.

Сотрудничество со спецслужбами религиозных организаций не является типично сектантской особенностью, к тому же оно существует по сей день. В 1872 г. мадам Блаватская в Одессе предлагала свои услуги III Отделу в качестве международного агента, но в этом ей было отказаноcxxxv. Несколько лет назад с Украины были высланы два католических священника, занимавшиеся в западном регионе нелегальным сбором информации.

Деструктивный характер деятельности сект

Секты или религии, практика которых представляется разрушительной для человеческой личности, существуют с дохристианской эпохи. Сатанизм с его человеческими жертвоприношениями, восходит своими корнями в глубь веков.

Более того, в культурообразующих религиях, например в некоторых течениях индуизма, по сей день практикуются человеческие жертвоприношения. Одним из его вариантов считается обычай ритуального самоубийства через самоутоплениеcxxxvi. В йоге есть особые «предписания касающиеся ухода из жизни, но без насилия над плотью, а путем особых способов погружения в глубокую медитацию, которая ведет к отделению души от тела, и ее истеканию к мокше (это слово имеет корень «мок», «моч», т.е. истекать)”cxxxvii. Продолжает практиковаться убийство чужих детей, чтобы заполучить душу для собственного ребенкаcxxxviii. В России со средины XVII века существовала изуверская секта хлыстов, в которой, по мнению миссионеров, в частности практиковалось умерщвление плода во чреве матери. Тем не менее, их деструктивная деятельность не рассматривалась в качестве главного направления в борьбе с ними.

Таким образом, перечисленные признаки сектантства проявлялись задолго до XX века, следовательно, так называемые тоталитарные секты и в этом отношении не представляют собой нового явления ни в христианстве, ни в истории мировых религий. В плане культурологическом они естественно не похожи на своих идейных предшественников. Но эта черта, как случайная не может рассматривается с богословской точки зрения характерной чертой из сектантства.

Негативные моменты из истории и практики сект могут стать вескими аргументами противосектантской полемики, только когда будет показана их связь с учением секты.

Сопоставление тоталитарной теории

и святоотеческого подхода к ересям

Чем не занимаются некоторые сторонники антикультовых теорий так это изучением доктрин сект и сопоставлением церковного, святоотеческого опыта в противостоянии сектам и своего мнения по этому вопросу. Отдельные из них считают, что «мы почти ничего не можем найти у Святых Отцов, так как с этими проблемами им не приходилось сталкиваться» (то есть с проблемами «невиданного ранее синкретизма и эклектизма», приспособленности к массовой культуре, использовании слабостей демократических систем современных государств, сращенность с международным бизнесом, СМИ и спецслужбами некоторых государств, «промывкой мозгов» и т.п.). Более того, они заявляют, что бесполезно приводить святоотеческие аргументы в полемике с иеговистами, так как святоотеческие писания не являются для них авторитетом и иеговистов нельзя считать христианами. Однако, такое отношение к святоотеческому наследию свидетельствует о начетничестве, а не о творческом подходе к этой сокровищнице церковного опыта. Действительно у Отцов нет конкретных аптечных рецептов на абсолютно все случаи жизни, ибо их невозможно предусмотреть, но они дают нам правильный подход, методологию решения любых проблем. Древние Отцы не сталкивались с электронными средствами передачи информации, но они лучше всех постигли законы внутренней жизни человека и возможные последствия различных воздействий на него. Новые способы передачи информации это лишь средства ее доставки к человеку, но человек по своей природе остался прежним.

В трудах древних церковных ересиологов, а позже и в работах по русскому сектантству освещаются и вопросы религиозной жизни сектантов, но большинство известных исследователей тщательно проверяли эти сведения и сознательно не уделяли им много внимания. Но именно на этих фактах фокусирует главным образом свое внимание теория тоталитарных сект.