«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Как и анабаптисты, меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже пред Священным Писанием. Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления.

В настоящее время секта меннонитов распространена во многих странах, преимущественно в Северной Америке и Европе. Хотя численность секты относительно невелика, но она хорошо организована и действует весьма активно почти во всех странах мира. Как правило, меннонитские организации возглавляют в национальных масштабах центральные комитеты: они объединены во Всемирной конференции (США).

Меннониты в зарубежных странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров миссионеров. Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение; меннонитские миссии можно встретить почти во всех странах мира. Меннониты издают массовыми тиражами свою религиозную литературу на многих языках, выпускают газету «Меннонитский вестник», и журнал «Меннонитская жизнь».10

Меннониты были первой протестантской сектой, распространившейся еще в конце ХVIII в. на юге России среди немцев-колонистов. И в настоящее время меннонитства придерживается часть живущих в Советском Союзе немцев. Меннониты, проживающие в нашей стране, делятся на ряд течений, важнейшими из которых являются церковные меннониты и братские меннониты.

БАПТИЗМ В АНГЛИИ. ЗАРОЖДЕНИЕ БАПТИЗМА

В Англии в начале XVII в. анабаптистское движение, но уже под именем баптизма, возрождается на почве индепендентства.11 Но иногда в исторической науке высказывается мнение  будто баптизм появился в Англии в ХVI и даже раньше, чем уже в правление Генриха VIII (1509-1547) многие баптисты претерпели здесь мученическую смерть. «Такое мнение неверно,  говорит С. Д. Бондарь.  Все сожженные в Англии в ХVI в. анабаптисты были меннонитами, переселившимися большею частью из Голландии. Они отвергали присягу, воинскую и правительственную службу и самое крещение совершали через обливание. Возникновение баптистских общин в Англии падает впервые на ХVII в. Это подтверждается и тем обстоятельством, что только в XVII столетии появляются первые баптистские вероизложения (самое раннее в 1644 г.) И только в ХVII в. изданы были первые апологетические сочинения английских баптистов» (С.Бондарь, «Современное состояние русского сектантства».  СПб., 1911, с. 1).

Возникновение баптизма (в строгом смысле) относится к 1609 г., когда баптизм, как религиозное направление был выдвинут партией английских пуритан и конгрегационалистов12. Первым основателем и главою английского, а, следовательно, и мирового баптизма был Джон Смит, который в 1606 г., спасаясь от преследования, бежал из Англии в Голландию и здесь около 1609 г. организовал свою небольшую общину. Отвергая древний обычай крещения детей, Джон Смит сначала крестил сам себя (через обливание), но немного позже, познакомившись с менонитами и узнав, что они тоже отвергают крещение детей и всех, желающих поступить в их общину, перекрещивают, он отказался от самокрещения и принял крещение от меннонитов. Затем Смит крестил всех членов своей общины. В 1612 г. Смит и его последователь Томас Хелвис возвратилась в Англию и здесь организовали небольшие общины, которые, подобно менонитам, отвергали сначала присягу и военную службу, но позднее допустили и то и другое. Это были тал называемые впоследствии «общие» ила «генеральные» баптисты. Несколько позже появляются так называемые «частные» или «партикулярные» баптисты, придерживающиеся учения Кальвина.

Название «генеральных» (общих) и партикулярных (частных) баптистов указывает на различные воззрения между ними в вопросе о предопределении. Генеральные баптисты учат, что Бог предопределил всех людей к вечному спасению, но от свободной воли человека зависит принять это спасение или отвергнуть его. Это воззрение впервые было высказано Арминием, который был одним из деятелей реформации ХVI в. Партикулярные баптисты утверждают, согласно учению Кальвина, что Бог от вечности одних предопределил ко спасению, а других – к осуждению, и спасутся только те, которых Бог предопределил к вечному блаженству.

В 1640 году часть лондонской общины частных баптистов выделилась в самостоятельную группу. Новая группа требовала погружательного крещения, которого не совершали ни «частные» ни «общие» баптисты. Вскоре затем она услышала об одном обществе в Нидерландах, которое совершало крещение через погружение. Это были так называемые «коллегианты» в Ринсбурге, называвшиеся так потому, что они дозволяли проповедовать в своих собраниях не одним только проповедникам, но и каждому «брату». Лондонская община для ознакомления с погружательным крещением послала к ним одного из своих членов (Ричарда Бланта), который по возвращении в Лондон был крещен через погружение проповедником общины Блэкблоком, а затем с ним перекрестил через погружение и прочих членов общины (1641 г.).

С этого времени число баптистов в Англии стало быстро увеличиваться. К 1644 г. в самом Лондоне имелось уже семь общин «частных» (партикулярных) баптистов.

Итак, не позднее 1641 года здесь, в сущности, дают о себе знать такое учение и практика, которые характерны для баптистов наших дней. Погружение постепенно укоренялось как форма крещения и у «частных», и у «общих» баптистов Англии. Первое исповедание «частных» баптистов 1644 года говорит уже о совершении крещения через погружение.

Первоначально баптисты много терпели от епископальной церкви Англии и от пресвитериан. Они принимали участие в освободительном движении, чем навлекли на себя преследование со стороны гражданской власти и подвергались частным гонениям и жестоким наказаниям. При Карле Стюарте (ХVII в.) баптист Джон Буньян был брошен в тюрьму, где просидел 12 лет, и там написал свою знаменитую книгу: «Путешествие Пилигримма в небесную страну», переведенную на многие европейские языки.