«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Преследование продолжалось до издания Вильгельмом III Оранским «Акта терпимости», когда баптисты были включены в известный «Толеранте акт 1689 года» (И.И. Соколов. Рус. баптизм, его происхождение, общий характер и учение о крещении. СПб., 1914, стр. 4). Благодаря этому акту о веротерпимости, они наравне с пресвитерианами были признаны правительством терпимыми и стали пользоваться его покровительством вместе с другими диссидентами.13 В этом же (1689) году в Лондоне состоялся съезд баптистов, на котором более ста общин имели своих представителей. Делегаты съезда составили и обнародовали «Новое подробное вероизложение, известное в Америке под именем «Филадельфийского исповедания» (С.Д. Бондарь. Современное состояние русского баптизма. СПб., 1911, С. 3).

Следует отметить, что кроме двух больших общин баптистской секты в Англии («генеральных» и «партикулярных») были еще несколько меньших, которые отличались крайним фанатизмом и привязанностью к букве Священного Писания.

Не останавливаясь на перечислении многочисленных небольших сект баптизма, скажем, что баптистские лидеры, чтобы остановить дальнейшее дробление своих групп, в Англии с 1813 года начали объединять общины баптистов в так называемый «Баптистский Союз Великобритании и Ирландии», цель которого была объединить все секты в любви для братской жизни и борьбы с католической Церковью. Окончательная организация Союза завершена в 1832 году. В состав Союза входят представители от баптистских общин, ассоциаций общин, колледжей и отдельные члены.

Для распространения пропаганды баптизма, за пределами британских островов существует так называемое Баптистское миссионерское общество, которое не находится в ведении Союза. В начале первой четверти XX столетия английский баптизм особенно заявил себя выдающеюся миссионерскою деятельностью и сильно двинулся вперед. По отчету на 1909 г. «В миссиях Баптистского миссионерского общества состояло: миссионеров из европейцев – 180, жен и помощниц миссионеров – 136, миссионеров из местного населения – 60, евангелистов с книгоношами – 677.

В 1905 году в Лондоне был создан так называемый «Всемирный союз баптистов», центр которого в настоящее время находится в США, в Вашингтоне. Главная задача Союза  распространение баптизма во всех странах земного шара. Известно, что «в 1930 году в этом Союзе было около 2 миллионов человек» (Брошюра. Религиозное сектантство и его сущность. Иркутск, 1958. С. 28).

В настоящее время баптистов во всем мире насчитывается более 30 миллионов человек, из которых около 25 миллионов приходится только на США. Баптисты издают десятки газет и журналов, располагают 25-тью университетами и высшими школами.14

БАПТИЗМ В ГЕРМАНИИ

В конце первой четверти XIX столетия из США баптизм перешел в Германию и здесь нашел себе новых прозелитов. Под влиянием американского баптизма в Германии баптизм принял строго определенную форму. Баптистские идеи распространялись в Германии и ранее, но к 30-м годам XIX столетия они начали принимать более определенный вид, подвергаясь постепенной систематизации.

В Германии баптизм обязан своим распространением пионеру, основателю и главе первой баптистской общины, Иоаганну Онкену (род. 1800, ум. 1884 г.). Последний в 1823 г. прибыл из Англии в Гамбург в качестве миссионера одного английского общества.

В Германии Онкен присоединился к реформатской церкви, а в Америку ездил по торговым делам и там хорошо познакомился с баптистским (Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Новый энциклопедический словарь. СПб. том 5, стр. 142). Изучая Священнее Писание и убедившись, что «крестить должно только верующих и притом через погружение»15, он пришел к баптизму и страстно ожидал случая креститься».16

Вечером 21 апреля 1834 г. Онкен вместе с шестью своими единомышленниками был крещен в реке Эльбе баптистским профессором литературного и богословского института в Гамильтоне (США) Барнабом Сэрсом, который прибыл из Америки в Германию для научных занятий и чтобы привести в исполнение желание Онкена. На следующий день после крещения была основана первая немецкая баптистская община, и «брат» Онкен через рукоположение посвящен (по всей вероятности, тем же профессором) в проповедника (Ж-л «Баптист», 1911, № 42, стр. 330).

С этого времени Онкену было поручено вести дело миссии в Германии. Сначала немецкое государство встретило баптистов недружелюбно и только Пруссия оказала им хороший прием. «В 1836 г. Американский Баптистский Союз назначил Онкена своим миссионером в Европе»17. Проповеди, воскресные школы, распространение баптистской литературы и т.д.  это лучшее оружие баптистской пропаганды. Поэтому «для пропаганды баптизма Онкен открывает в Берлине особый «Миссионерский комитет, а в Гамбурге  баптистский издательский дом и книгоиздательство с книготорговлею»18,  пишет И. Айвазов. Для той же цели Онкеном основана в Гамбурге миссионерская семинария, в которой получили образование известные русские проповедники баптизма: В.Г.Павлов, А. Антонов, И.Прицкау и др»19.