«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Во время первой мировой войны (1914-1917) на последователей баптистской пропаганды в России снова обрушились гонения: руководители были сосланы в Сибирь и другие места, многие собрания закрыты, издание баптистской литературы было запрещено.43

После Первой мировой войны баптизм стал проявлять усиленную миссионерскую деятельность во всех частях света. Проводились конференции в Барсене, Будапеште, Лодзи, Риге, Кенигсберге, Копенгагене, Лондоне, Берлине и во многих других столицах европейских государств.44 Участником этих конференций был Э.Ю. Маллине, председатель Всемирного Союза баптистов, со многими другими лидерами этого Союза. Маллине во второй половине двадцатых годов (1926) писал русским баптистам: «Европа нуждается в духовной религии. Также нуждается она в более ясных взглядах на религиозную свободу. Новые конституции в большинстве стран провозгласили более высокие взгляды на религиозную свободу, чем это было прежде (конечно, имел в виду и Советскую Россию),  продолжая дальше, он сказал: «Баптисты имеют перед собой великую задачу привести народ к полной свободе, вере, богопочитания и работы для Царства Божия».45 В 1925 году (5-12 декабря) состоялось заседание Пленума Союза баптистов СССР. На это заседание прибыли до 50 председателей и представителей отделов, районов и местных объединений, входящих в Союз баптистов СССР. Пленум заслушал отчет правления Союза, где было сказано, что на 1925 г. «Союз баптистов СССР состоит из 6-ти отделов с 71-м районом, 29-ти не объединенных в отделы районов, Новгородского, Латышского союза и 26 не входящих в район общин, а всего более 3000 общин, 3700 местных проповедников, 1100 молитвенных домов, 600 пресвитеров и 1400 пр. служителей».46

Секретарь Всемирного Союза баптистов по восточному полушарию доктор Рашбрук, посещавший СССР, в 1926 г. говорил: «чудесным является то обстоятельство, что сейчас почти нет ни одной страны, в которой не было бы баптистов, в то время как менее ста лет тому назад из европейских стран они были только в Англии».47 И действительно, после мировой войны баптизм прочно утвердился во многих странах, в том числе и в России, где в 1926 г. было уже 3028 общин, которые входили в Союз баптистов СССР.48 (Было еще немало общин, которые не входили в этот Союз). Журнал «Баптист» сообщал, что «эти общины раскинулись сетью по всей стране  от Балтийского моря до Японии, от Северного Ледовитого океана до Турции, Персии и Китая. Наиболее густа масса их  на Украине и на Волге» («Баптист», 1926 г., № 1-2, стр. 14).

Положение религиозной организации евангельских христиан  баптистов в СССР существенно отличается от положения ее в дореволюционной России. «По отношению к государству все религиозные организации в нашей стране занимают одинаковые положения, у нас нет главных, так сказать, государственных религий и второстепенных,  говорит И.С. Валисевич.  Государство признает все религиозные организации, существующие в нашей стране совершенно равноправными, не отдает предпочтения ни одной из них, Поэтому сектантские религиозные организации в СССР, в том числе и баптисты, выиграли в известном смысле в результате победы Советской власти. Они получили равные права... с православной Церковью»49.

В декларации баптистов за 1926 год говорилось: «Мы, русские баптисты, при царизму не имели никакой возможности на осуществление в России чего-либо подобного: но ныне мы имеем надежду на то, что в дорогом сердцу нашему великом СССР мы не окажемся позади своих западных братьев по вере».50

Таким образом, после 1917 года наблюдается необыкновенный успех распространения баптизма в СССР. «Братский Вестник» за 1947 г. сообщает, что «за этот период... баптистское движение возросло до огромных размеров и в большей степени, чем за все предыдущие годы. Движение охватило не только русский народ, но и другие народности, населяющие Советский Союз (армян, грузин, осетин и многих других).51

В наше время баптистское движение превратилось в мощную объединенную религиозную организацию. В «Братском Вестнике» за 1947 г. мы читаем: «если в 1912 г. евангельских христиан и баптистов в России насчитывалось всего 100 тыс. человек, то в настоящее время в нашем братстве имеется более 3500 общин и групп и свыше 350 тысяч крещенных членов, а с семьями и лицами, на которых распространяется евангельское влияние, количество достигает до четырех миллионов человек» (там же, стр. 12). В настоящее время в СССР насчитывается свыше 5000 церквей с числом крещенных членов около 600 тысяч человек; это число непрестанно растет.

Современный баптизм представляет собой объединение четырех сходных, но ранее существовавших отдельно сект баптистов, евангельских христиан, часть пятидесятников или союза христиан веры евангельской (отказавшаяся /часть/ от говорения на иных языках) и братских меннонитов. Первые две секты объединились в октябре 1944 г. во ВСЕХБ (Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов), а через год к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 году братья, меннониты.52 Секта строго централизована, имеет свой Всесоюзный Совет в Москве, сеть организаций в республиках и областях и входит во Всемирный союз баптистов, центр которого находится в США (Вашингтон).53

Поскольку вероучение сект, составляющих ныне Всесоюзный Совет евангельских христиан баптистов, по многим основным пунктам догматики сходно между собою, то необходимо прежде познакомиться с историей евангельских христиан и христиан веры евангельской (пятидесятников), указав особенности последних, затем остановиться на подробном рассмотрении (критическом разборе) основных положений вероучения ВСЕХБ.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ (ПАШКОВЩИНА)

Примерно одновременно с развитием штундо-баптистского движения на юге России возникли первые общины евангельских христиан в Петербурге, но на этот раз в высших кругах. Вероучение евангельских христиан (пашковцев) в Россию было занесено английским лордом Гренвилем Редстоком и в первое время (по его фамилии) называлось редстокизмом. Редсток, по своему рождению и материальному состоянию, принадлежал к высшей английской аристократии и свое образование получил в Оксфордском университете.

В 1874 г. он прибыл в Петербург и стал устраивать религиозные собрания, на которых произносил импровизированные молитвы, читал и объяснял Священное Писание и проповедовал свое учение. Русская интеллигентная аристократия, еще со времен Екатерины II, под влиянием французских вольнодумцев стала отчуждаться от Православной Церкви. И вот это высшее петербургское общество, воспитанное в духе неверия или формализма и холодности в вере, но томившееся в поисках религиозного удовлетворения, жадно бросилось на собрания лорда Редстока, и вскоре у него явилось немало последователей и (особенно) последовательниц из высшего общества. Его проповеди, произносимые на французском языке, привлекли к себе многих знатных в столице слушателей.