«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Дело в том, что сама идея переселения душ, реинкарнация, присуща многим традиционным религиям и в первую очередь - индуизму и буддизму. Но в современной оккультной философии, можно сказать, происходит реинкарнация реинкарнации, т.е. в то же самое слово вкладывается совершенно новый смысл. В буддизме и в индуизме (в этом смысле эти две религии не различаются) реинкарнация - это продукт сансары. С лингвистической точки зрения сансара переводится, как становление, становление бытия, постоянное становление, это процесс, внеконечный результат. Сансара чаще всего сравнивается с мельничным колесом, поскольку течет вода, колесо кружиться бесконечно, кружится и кружится, постоянно идет процесс становления. Оно погружается в воду и вновь выходит из воды, мы умираем и рождаемся вновь. Этот круг - идея бесконечности, из него нет выхода, это полная бесконечность и безнадежность, цепь перевоплощений идет одна за другой, и они диктуются кармой. Само слово "карма" означает - свершилось, произошло, то, что было, те наши прошлые поступки, которые мы соверши- ли, которые определяют наши прошлые воплощения, которые полностью де- терминируют нас в этом воплощении. Вот мы сейчас родились, и мы совершенно несвободны - все, что с нами происходит, это результат того, что мы сделали в прошлом воплощении.

В следующем воплощении мы будем нести ответственность за нашу нынешнюю жизнь, и так без конца. Этот круг является кругом мучения, потому, что жизнь - это бессмысленный кошмар страданий, и конца этому нет. Поэтому единственное спасение - попытка как-то вырваться из этого круга, отрешиться от него. Но добрая карма, по существу, в восточных системах еще хуже, чем плохая карма, потому, что добрая карма еще больше привязывает все к этому кошмарному колесу. Если я творил в этой жизни добро, то я еще больше привязан к этой жизни, у меня опять начинается новое воплощение, и опять этому нет конца. Поэтому благо - это идея полной апатии, полного безразличия как к добру, так и ко злу, чтобы уйти из этого и освободиться, вырваться из этого кошмарного мельничного колеса. Это и есть то, что значит сансара и что значит идея реинкарнации для восточных религий. Но теософы вкладывают в идею реинкарнации совершенно особый, сов- ременный им смысл. Конечно, теософия - это продукт XIX в. Именно XIX в. свойственно развитие науки, развитие техники, развитие капитализма и общий поступательный оптимизм, ну и, конечно, появление эволюционных идей Чарльза Дарвина, которые были тогда чрезвычайно популярны. Мысль, что все эволюционирует, все продвигается к лучшему, от низшего к высшему, пришлась всем по душе. Низшие организмы делаются все более и более сложными, обезьяны делаются человеком, человек делается еще кем-то лучшим.

Общество так же эволюционирует, продвигается от низших ступеней к более совершенным, более гуманным и т.д. И вот, теософы придали идее реинкарнации эволюционный смысл. Колесо самоустранилось, и вместо него появилась лестница. Но это не лествица Иаковля, по которой ангелы восходили и нисходили, это своя теософская, можно сказать банковская лестница накопления заслуг. Благодаря этим заслугам человек в каждом следующем воплощении карабкается все выше и выше, т.е. вместо кошмарного колеса есть поступательное эволюционное движение наверх, можно сказать, проявление либерального рыночного капитализма в религиозной жизни. Мы накапливаем заслуги, мы делаем добрые дела, и в следующей раз мы уже рождаемся в другой, более высшей категории, потом еще выше, и так постепенно мы по этой лестнице восходим. Тут добрая карма уже как бы приобретает вполне конкретный смысл, мы накапливаем нашу добрую карму. Это очень интересный момент, потому что то, о чем говорил Дарвин, это что изменения в видах происходят накапливанием приобретенных качеств. Т.е. если животное научилось что-то делать, его детеныши тоже благодаря этому несколько изменились и т.д. Постепенно за миллионы лет происходит изменение вида. Однако, довольно быстро стало очевидным, что тут что-то не то. Если я выучу китайский язык, то это совсем не значит, что дети мои китайский язык будут знать, или что китайский язык им будет учить хоть немного легче, чем мне. Понятно, что это так, что приобретенные качества никак не передаются по наследству. Как же с этим справиться? И вот тут ученица мадам Блаватской Анни Безант как раз нашла реальный ход, что приобретенные качества наследуются, но не биологи- ческим путем, а через реинкарнацию, т.е. в следующем воплощении. Вот такой эволюционный оптимизм лежит в основе всех современных теософских систем, будь то теософия или агни-иога Рерихов, или антропософия Штай- нера и др. То же можно сказать и о современных восточно-западных сек- тах, как трансцедентальная медитация, как кришнаиты, как сайентология Хаббарда и др.

Сейчас я попробую рассказать о той классификации, которую мы можем встретить в книгах о сектах, и о ее недостаточности - потому что чаще всего секты классифицируют, скажем, по происхождению. Есть группа восточных сект, в которую входят кришнаиты, трансцедентальная медитация, секта Раджнеша, Брахма Кумарис и др. Есть секты христианского происхождения, т.е. мормоны, иеговисты, церковь объединения Муна и др. Есть секты как бы терапевтического плана, это многие группы из движения " New Age", сайентология и др. На самом деле можно ли кришнаитов назвать восточной сектой, когда они впервые появились и набрали популярность на Западе, благодаря приданию восточным идеям западной формы? И распространяться по всему миру она стала из Америки. Секта Муна, при своей внешней "христианской" оболочке, при использовании ими христианских терминов, на самом деле в основе своей более всего основана на корейском шаманизме, т.е. вполне восточном учении. Или, например, такая "терапевтическая" секта, как сайентология Хаб- барда, имеет очень много элементов буддизма. Можно сказать, что каждая из этих сект представляет в той или иной степени синтез, или скорее, плод того ложного синтеза, который начался с Баватской и с ее теософских построений, некий искусственный, никогда не существовавший синтез, по существу убивающий религиозное чувство. Поэтому иногда для удобства нам придется говорить о некой классификации, но нужно помнить всегда о ее условности. Стоит упомянуть в нашем предисловии, что существует ряд современных сект, как бы собственно религиозными не являющимися. Тут может идти долгий спор о том, что называть религиозным и что называть религией, можно ли тоталитарные секты называть религиозными, и в каком смысле этого слова. Потому что слово религия - латинское слово, означающее связь, связь с Богом, а в любой секте прежде всего - связь с ее лидером или с организацией, которые становятся на место Бога. Секты могут быть как религиозными, так и коммерческими. Главный их принцип - контролирование сознания. И он присутствует в любой секте, вне зависимости от того, имеется ли в ней религиозное учение или нет. Возьмем, например, такой коммерческий культ, как "Гербалайф".

Как и любой коммерческий культ, он построен по принципу пирамиды, это всегда коммерческая пирамида, а в пирамиде может обогащаться только самая ее верхушка, и обогащается она за счет основания. Попав в осно- вание пирамиды, обогатиться невозможно. Люди это довольно быстро пони- мают, поэтому здесь вводится дополнительный фактор, фактор идеологи- ческий, со всеми методами контролирования сознания (об этих методах мы будем говорить, как проходит контролирование сознания, как люди попа- дают в секту). И таким образом, даже не имея религиозной основы, а имея идеологическую основу, человек является носителем тоталитарного сектантского сознания. Если говорить конкретно о "Гербалайфе", то там, в двух словах, система простая: предлагается некий препарат, продукт, как они говорят, который помогает похудеть. Может, он помогает поху- деть, может нет - в большинстве случаев, говорят, не помогает. Но даже если предположить, что кому-то это помогло: он прошел курс, похудел и на этом его связь с "Гербалайфом" кончается. А фирме нужно эту связь сделать постоянной, чтобы человек постоянно приносил ей доход. Поэтому ему дают понять, что скорее всего он похудеет, а если даже и нет, то зато он может разбогатеть. Начинайте распространять Гербалайф - наш продукт - и тогда вы сделаетесь очень богатым, как сделался богатым наш основатель. Но человек довольно быстро убеждается, что разбогатеть тут невозможно, он скупил массу продуктов, у него вся квартира завале- на этим Гербалайфом, он продал его всем своим знакомым и приятелям, больше продавать некому, и все, на этом его разбогатение заканчива- ется. Тогда фирма как бы дает понять, что пусть вы не похудеете и не станете богатым, но зато мы вам дадим самую лучшую идеологию в мире, вы будете гордиться тем, что принадлежите к такой замечательной компа- нии, как наша, вы будете член нашей великой семьи, несущей народам всего мира вот такое обновление и возрождение благодаря приему этого препарата. Грубо говоря, так это и работает, только все эти ступени включаются не поочередно, а одновременно, и идеологией вас начинают накачивать с самой первой встречи. На самом деле, вот эти элементы сектантского менталитета есть постоянно во всех тех коммерческих пирамидах, которые мы видели. Интересно, когда множество компаний, которые отбирают у вкладчиков деньги и потом не отдают, тем не менее представителей этих компаний выбирают в депутаты. Почему? Тут срабатывает тот же самый феномен, как когда адвентисты объявили о конце света, назначили конкретную дату, и люди продавали все, не сеяли, не жали, собирались в назначенных местах в белых одеждах. А конец света не наступал, то казалось, что с этим должен наступить и конец адвентизма, но ничего подобного. Небольшая часть людей отошла, а адвентизм продолжал рости и развиваться. Это в нашей психологии, когда вкладываем слишком много во что-то, очень трудно признать, что ты ошибся, что ты поступил как глупец, что твоя жертва была совершенно напрасной. Поэтому продолжаешь верить во что-то уже совершенно невероятное, и это легче, чем признать, что отдал все, что имеешь, понапрасну. Поэтому во всех сектах важен финансовый момент, чем больше мы жертвуем на секту, чем больше мы отдаем своего, кровно- го, тем труднее нам уйти оттуда, тем труднее с сектой расстаться, по- тому, что слишком много мы туда вложили. Психологический механизм это- го по-человечески весьма понятен.

Отличительные признаки тоталитарных сект и методы вербовки. Можно выделить четыре главных пункта, которые отличают все тоталитарные секты.

Конечно, внутри этих пунктов можно найти еще очень много подпунктов.