«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1. Наличие божественного учителя, как бы он ни назывался: учитель, гуру, основатель, основоположник. Удобнее всего нам называть его гу- рой. Что такое гуру для секты? Гуру - это все, все на нем зациклено, все начинается с его личности, все его личностью кончается. Если мы говорим, что религия есть связь с Богом, то сектантская религия есть, прежде всего, связь с гуру. Гуру никогда не бывает неправ, так же как продолжающая его дела организация всегда абсолютна. У кришнаитов есть замечательное изречение, которое очень характерно: там говорится, если у вас есть проблемы с Богом, единственный, кто может вам помочь, это гуру. Но если у вас есть проблемы с гуру, то вам уже тогда никто не сможет помочь. Это момент, характерный для любой секты, т.е. полная абсолютизация божественного основателя. Что бы он ни делал и что бы он ни говорил, его слова абсолютны, то, что он говорит, нужно принимать без каких-либо возражений. Известен такой случай с женщиной, которая была членом одной восточной секты. Их гуру сказал членам этой секты, что все, что они видят, это продукт их развращенного ума. Все, что они видят и ощущают, это все неправда - истинная реальность является пол- ной противоположностью тому, что они видят. Несчастная женщина попала в больницу, потому, что ее чуть не до смерти забодал дикий бык, кото- рого она восприняла, как дружелюбную корову и подошла ее погладить. И только в больнице она стала постепенно отходить от этой секты.

2. Второй признак - это как он становится гуру, что его отличает от других людей? Гуру открывает метод, либо он собственными усилиями открывает, либо ему является божественное откровение. Он открывает ме- тод, который не только помогает человеку спастись, но этот метод всеобъемлющий, годится для всего. В тоталитарной секте он тотален, он составляет как бы все содержание жизни, спасение для каждого члена секты, он помогает во всем: и добиться успеха в этой жизни, и не бо- леть, и повысить свое жалование, и улучшить экологию мира, и добиться лучшего воплощения в следующей жизни, и всего, чего угодно. Метод дол- жен быть простым и доходчивым, с единственной поправкой: ключ от этого метода должен всегда находиться в руках самого гуру или его организа- ции. Приведу два примера: секта трансцендентальной медитации и сайен- тологии. Тот метод, который разработал гуру Махариш-Йоги - гуру секты трансцендентальной медитации, очень прост: нужно медитировать 20 минут утром и 20 минут вечером, произносить мантру, которая всем дается. Это некое тайное слово, которое дается только вам, его знаете только вы и Бог, ну и гуру, который вам эту мантру дает. Мантра - страшная тайна, ее никому нельзя открывать. Если вы будете мантру повторять 20 минут утром и 20 минут вечером, ваш интеллект сразу повысится во много раз, вы никогда не будете ничем болеть, все вокруг станет лучше. Если мант- ру будет произносить 20 человек, то весь район станет лучше, сразу там преступность уменьшится. Если страна будет произносить мантру, то наступит процветание всей этой страны. Если во всех странах будут про- износить эту мантру, то тогда установится всеобщий мир, потому что все страны будут настолько сильными и процветающими, что никто не рискнет нападать друг на друга, будет всеобщий мир и всеобщее благоденствие. В качестве исторической справки могу сообщить, что когда трансценден- тальная медитация утвердилась на Филлипинах, и стали произносить мант- ру, сначала было извержение вулкана, а потом свергли президента Мар- коса. Когда началось это в Иране, тут же произошла революция, и свергли несчастного шаха. А когда центр трансцендентальной медитации открылся в Вашингтоне, то Вашингтон вышел на первое место по преступ- ности в США. Второй пример - секта сайентологии. Ее основное понятие - это энг- рамма, это то, что "открыл" ее основатель Лафайет Рональд Хаббард. Эн- грамма - это некоторые отрицательные впечатления, которые отпечатались на вашей душе за прошлое время. И эти энграммы являются причинами всех наших несчастий, нашей интеллектуальной ограниченности, нашей физи- ческой ограниченности, наших болезней, всех неприятных проишествий, которые с нами происходят. Шел по улице, поскользнулся и упал - это энграмма виновата, которая сидит, она это притянула неудачу ко мне. В метро злая тетка толкнула меня и накричала, это потому, что энграмма какая-то у меня ее спровоцировала на это. Я что-то сделал нехорошее, это опять-таки энграмма во мне сидит. Для того, чтобы все это убрать нужно от энграммы избавиться. И вот сайентология предлагает метод из- бавления от энграмм. Сильно упрощая, есть у них метод - вы проходите так называемые одитинги, которые стирают из вашей души эти энграммы, и вы становитесь "чистым", тем, что они называют "clear". Итак, вы про- ходите процедуры, которые называются одитинг, и посредством этой про- цедуры энграммы стираются, и вы, все больше очищаясь, повышаете свои интеллектуальные, физические и нравственные показатели. Вы больше не болеете, вам не нужны очки, делаетесь суперменом. Но процесс оказыва- ется более долгим, чем вы рассчитываете поначалу, потому что, когда вы стерли все энграммы за вашу жизнь, оказывается, что были энграммы , которые наложились на вашу душу, когда вы были во чреве матери, во время беременности, и вот стираешь эти энграммы, а потом нужно вспом- нить момент зачатия, что с вами происходило тогда, стереть эти энграм- мы. А потом оказывается, что было еще много жизней до того, и в каждой жизни были свои энграммы. Естественно, что за каждый курс нужно пла- тить, и чем дальше, тем больше, поэтому процесс прихождения к статусу "чистого" довольно длительный и довольно дорогостоящий. Все прохожде- ние сайентологической лестницы от начала и до конца стоит, как мини- мум, 250 тыс. долларов. Растянуто это все на годы, но, вступая в сек- ту, человек этого не знает, и в этом есть третий отличительный признак тоталитарных сект. 3. На сектоведческом жаргоне это называется эзотерический разрыв. Это значит: то, что вам сообщают в начале вербовки или в начальном ва- шем вхождении в секту, сильно отличается от реального состояния дел. Можно сказать, что существует несколько уровней истины: истина для внешних, истина для внутренних, истина для еще более внутренних, затем для самых-самых внутренних и так без конца. И все эти истины могут сильно отличаться друг от друга. Но они все истины, поэтому когда лю- бой сектант, вербующий вас на улице или пришедший к вам домой, говорит вам о секте, то в лучшем случае он умалчивает о каких-то фактах, а за- частую вообще откровенно лжет. Однако сам сектант этого не осознает, он считает, что он говорит ту истину, для которой вы пока готовы, истину, необходимую для того уровня, на котором вы находитесь. И тут приведу два примера эзотерического разрыва. Это пример трансцендентальной медитации и пример церкви объединения Муна. В трансцендентальной медитации, когда вы впервые сталкиваетесь с вербов- щиком, вам не говорят, что это религия. Более того, трансцендентальная медитация нигде не регистрируется как религиозная организация. Они уверяют, что это лишь некий научно-медицинский метод, который научит вас медицинскому методу расслабления, медитации, повышения способ- ностей. Приходите, дескать, к нам на лекции (не богослужения!) и вы увидите. Когда вы приходите на лекцию, естественно платную, после слов рекламного характера, которые вы услышите на лекции, вам говорят, что если вы заинтересовались, приходите в определенное место, где с вами начнут занятия, принесите с собой белый чистый носовой платок, ка- кой-нибудь фрукт (например, яблоко) и цветок. Вы приходите туда, вхо- дите в полутемную комнату, освещенную свечами. В конце комнаты, на од- ной из стен, расположен некий алтарь, на алтаре стоит портрет Махари- ши-Махеши-Йоги (длинноволосый, бородатый, импозантный индус) и горят свечи. Вам говорят расстелить свой платочек, положить туда ваше яблоко, и наблюдать н некую индусскую фольклорную церемонию. Вы расстилаете платок, кладете туда яблоко, и ваш инструктор перед алтарем на ко- лени, держит ваш цветочек и начинает говорить что-то на санскрите, вы не понимаете. В какой-то момент он подзывает вас к себе и передает вам в руки цветочек, вы тоже держите цветочек. Необходимо пояснение, что в разных культурах есть разные молитвенные позиции, скажем, у католиков сложенные руки изображают молитву, у нас священник в определенные мо- менты богослужения поднимает руки "горе" и молится таким образом.

В традиции индусов существует молитвенная позиция, когда вы держите цве- точек перед собой. Таким образом, не зная того, вы приносите жертву и принимаете участие в молитве, потому что инструктор читает за вас на санскрите молитвенный текст. Более того, в какой-то момент инструктор подзывает вас поближе, чтобы вы наклонились к нему и чтобы он вам что-то тихо-тихо сказал на ухо. Но так как он стоит на коленях, то чтобы слышать то, что он вам должен сказать на ухо, вы невольно стано- витесь на колени рядом с ним перед портретом учителя. И дальше он вам на ухо шепчет вашу личную мантру, которую, как он говорит, никто ни- когда не должен знать. Если вы кому-нибудь ее скажете, то такие несчастья случаются, что страшно себе представить, или человек этот умрет или дом обрушится. Таким образом человек эмоционально повязан, он связан страхом, это очень действует. Даже атеисты, неверующие ни во что, я знал многих, попробуйте спросить их мантру, да ни за что они не скажут. Но самое смешное, что мантр этих существует порядка двух десятков, они их дают по возрасту. У меня есть список этих мантр, и узнать мантру человека очень просто. Достаточно спросить сколько ему было лет, когда он пришел в трансцендентальную медитацию, потом берешь таб- лицу, смотришь и говоришь ему: "Твоя мантра такая". А действует это, как изгнание бесов, когда человек слышит, что его тайная мантра на са- мом деле не такая тайная, ее произносят и ничего не случается, действует это странно. Один священник рассказывал мне про одну прихожанку, которая была членом секты трансцендентальной медитации. Ей дана была мантра, она уже несколько лет ходила в православную церковь, дав- но уже оттуда ушла, и она все еще боялась эту мантру произнести вслух при других, пришла на исповедь и просила разрешения сказать эту мантру, чтобы от нее избавиться. Это первый пример эзотерического разрыва, религиозная организация затягивает, когда вы совершенно этого и не знаете. Второй пример - это церковь объединения Муна. Как происходит мунитская вербовка? Вкратце основные этапы таковы. К вам подходит человек, который предлагает заполнить анкету или ответить на вопросы о том, что вы думаете о Боге, что вы думаете о судьбе человека, что вы думаете об объединении Европы. Вы спрашиваете, почему его это интересует, человек говорит, что он, скажем, представитель международной студенческой ассоциации, в нее входят студенты разных стран и народов, и что они все вместе работают для того, чтобы помочь человечеству в трудное время. Нас всех интересуют философские вопросы, - говорит он, - не хотите ли вы приходить к нам? Это очень вежливый человек, он будет очень любезен с вами в общении. Вот сегодня вечером у нас будет чаепитие, приходите к нам. А вот тут, за углом, у нас лекция начинается, приходите, будет очень интересно. Вы, скажем, приходите туда - главная цель сектантов заманить вас на свои собрания, потому что там вы уже на их территории, там вы уже более подвержены обработке созна- ния, чем если бы вы находились на своей территории. Статистика показывает, что 50% людей, которые попадают на первичное мунитское собрание, в течении 3-х недель становятся членами церкви объединения. Представьте себе, человек, который ни когда не слышал о какой-то организации, попадает впервые на ее собрание, и через 3 недели он бросает все, что у него есть, и переезжает жить в совершенно новую организацию, о кото- рой ранее ни чего не слышал. Это довольно пугающая статистика. Итак, вы попадаете на первую мунитскую лекцию, где вы слышите, что есть вы- дающийся христианский проповедник...

СЕКТОВЕДЕНИЕ

Лекция N 2

В прошлый раз мы перечислили 2 из 4-х признаков тоталитарных сект, начали говорить о 3-м. Мы сказали, что у тоталитарных сект есть лидер, есть гуру, который обладает совершенно особой ролью, не сравнимой с ролью предстоятеля, первосвященника или патриарха в традиционных рели- гиях. Это первое. Второе - у этого лидера есть метод, который всеобъ- емлющ, который достаточно прост, который срабатывает на всех уровнях, и ключи от которого находятся в руках у лидера. Этот метод, хотя он прост и должен идеально работать, но до конца никогда не срабатывает: близкая цель все время остается недосягаемой. Все время нужно продолжать стремиться к цели, которая как морковка висит перед вами, стоит только пройти еще один этап, и вы уже почти достигли, почти просвети- лись. Или только выучишь эту новую мантру или посетишь вот это новое место, или распространишь еще какое-то новое количество книжек или плакатов. И вот тогда вы, наконец, достигнете этого просвещения, толь- ко еще чуть-чуть. Такая морковка постоянно висит перед вашим носом, все дальше и дальше за ней идете, и никогда достичь ее не удается. Дальше мы перешли к 3-му признаку, который я назвал эзотерический разрыв, т.е. разница между тем, что вам говорят при вербовке и реаль- ным вероучением секты, в которую вы попадаете. В качестве примера я привел церковь объединения Муна. Что происходит при вербовке в церковь объединения Муна? Сейчас я говорю только об одном элементе - об эзоте- рическом разрыве, о механизме контролирования сознания будем говорить потом.

Итак, вы встречаетесь с мунитами. Вначале вы не знаете, что это представители церкви объединения, они представляются, как правило, од- ной из дочерних организаций, либо студенческой ассоциацией по изучению принципа (по английской аббревиатуре CARP). Сами муниты толкуют назва- ние организации двояко, с одной стороны это аббревиатура, которая оз- начает ассоциацию по изучению принципа, а с другой стороны carp - это большая жирная рыба, и говорят они, что наш "carp", как сеть через ко- торую проходят мелкие рыбешки, а вот крупные жирные рыбы, которые нам нужны, застревают, это сеть для отлова нужных им людей. Сейчас по всей Москве полно девочек и мальчиков, больше девочек, которые которые про- дают на улицах наклейки или переводные картинки для помощи бедным сту- дентам, они говорят, что они из организации "CARP". Если спросишь у них, что это за объединение, они начнут выкручиваться, но есть такой термин, который ввел сам Мун - "heavenly deception" - небесный обман, т.е. если вы человека обманываете, и он, например, жертвует на Муна, не зная этого, то он помогает душе своей. Поэтому обманывая его, вы стараетесь сделать душеполезное дело, обманываете его для его же поль- зы. На самом деле этот принцип означает лишь, что цель оправдывает средства.