«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Баптисты иногда невольно признают, что не могут обойтись без посредников. «Иногда с балкона подают записки, и их передают на кафедру. Так сообщают о себе гости из других Церквей. В записках также просят помолиться о больных членах общины. Позднее мы увидели такую же практику записок и в Православной Церкви».99

«Мы молим Бога о ниспослании вам благословений и уверяем вас в наших молитвах и глубокой признательности. Слава Богу, что для нашего духовного общения в молитвах нет расстояния! Аллилуйя!».100

Как видим, баптисты обращаются к Богу с просьбами об исцелении, о здравии через своих пресвитеров, молят Бога друг за друга. Почему же они, признавая это посредство, отвергают посредничество и ходатайство святых Ангелов и угодников Божиих?

Православный христианин, зная, что «много бо может молитва праведного поспешествуема» (Иак. 5, 16), что «очи Господни на праведный, и уши Яго в молитву их» (1 Петр, 3, 12), не может понять такого отношения сектантов к праведным и святым Церкви Небесной.

Обращаясь чрез Ангелов и святых угодников к Богу, мы не умаляем славу Божию, как считают сектанты, а возвеличиваем ее: сознавая свое ничтожество, греховную нечистоту, недостоинство, мы не смеем взывать непосредственно к Творцу, ибо во нашим грехам Господь часто не внемлет нашим просьбам: «Егда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас» (Ис. 1, 15),  говорит Сам Господь. Эти слова следовало бы помнить сектантам, отрицающим ходатайство святых, неизмеримо ближе нас к Богу стоящих.

Православные христиане не могут быть так уверены, как сектанты, утверждающие: «Наши молитвы достигают самого неба, самого престола, Самого сердца нашего Господа Иисуса Христа».101 Какая самоуверенность, самонадеянность? Подобной самоуверенности и самонадеянности чужды были великие мужи веры и Церкви. Псалмопевец не надеялся на силу своей молитвы и призывал на помощь ветхозаветных праведников, когда говорил: «Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших» (1 Парал. 29, 18).

Баптисты не почитают святых угодников и Ангелов Божьих, не молятся им. « ...да сохранит нас Господь от преклонения перед кем бы то ни было из людей или даже из ангелов! Да будет у нас преклонение только перед Иисусом Христом  «Непорочным и чистым Агнцем» (1 Петр, 1, 19).102 Поклонение Ангелам и святым, говорят баптисты, есть идолопоклонство, запрещенное Богом: «да не будут тебе Бози инии, разве Мене» (Исх. 20, 3), Оно унижает Бога, сказавшего: «Аз Господь Бог, сие Мое есть имя, славы Моея иному не дам» (Ис. 42, 8).

Дочитаем до конца цитируемый стих и пророк Исаии: «Славы Моея иному не дам, ниже добродетелей Моих истуканным», т.е. ложным, языческим богам, идолам. Их действительно отверг Господь, но можно ли приравнивать к идолам святых угодников Божиих и святых Ангелов? Тех, кого Сам Господь назвал друзьями Своими (Ин. 15, 14-15), даровал им от Своей славы: «И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им: да будут едино, якоже Мы едино есмы» (Ин. 17, 22). В них, как избранных, пребывает Божия благодать, через них Бог являет Свою силу и величие, и потому, поклоняясь им, мы поклоняемся не человеческому в них, а Божественному. Почитание Ангелов и святых тогда было бы идолопоклонством, когда бы мы воздавали Божеские почести им самим, но, почитая их выше всех земных существ, мы, однако, признаем их только друзьями, угодниками Божиими, ходатаями пред Богом.

Единственный Ходатай за нас пред Богом  Иисус Христос,  говорят баптисты. Они пишут: «Если люди, именующие себя христианами, читая слова Священного Писания, написанные по вдохновению Духа Святого: «...един Бог, един и посредник между Богом и человеком...» (1 Тим. 2, 5), не придают должного значения этим словам и продолжают призывать на помощь всевозможных посредников, то о таковых христианах можно сказать, что, веря, в бытие Божие, они не верят Богу, не верят Его словам, оставленным на страницах Писания».103

Если же понимать слова апостола Павла, как это делают баптисты, т.е., что у нас лишь один Молитвенник и Ходатай, то как тогда объяснить другие слова этого же Апостола: когда мы незнаем, как и о чем должно молиться, «Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными»? (Рим. 8, 26).

Христос  Ходатай по Своей природе, а святые  по благодати: они просят и молят за нас Бога не в свое имя, а во имя Христа, от Которого и получают силу.

В Священном Писании есть немало примеров ходатайства за людей пред Богом святых пророков и угодников Божиих. Так, пророк Захария видел Ангела, молившегося Богу за народ иудейский (Зах. 1, 12-14). В книге Откровения сказано о том, что «души убиенных за слово Божие» возопили к Богу об отмщении, почему они же не могут молить Бога и о прощении живущих на земле людей (Откр. 6, 9-10)?

Как могут святые знать о наших молитвах к ним, возражают баптисты, ведь они не всеведущи. Действительно, они не всеведущи, но, осеняемые Духом Святым, они еще на земле получают дар прозорливости, дар познания тайн далекого будущего и скрытых движений человеческого сердца. Так, слепой пророк Ахия узнал о приходе переодетой жены царя Иеровоама (3 Цар. 14, 1-6); пророк Елисей провидел и разрушил коварные планы царя Сирийского (4 Цар. 6, 8-12); апостол Петр обличил лукавство Анании и его жены (Деян. 5, 1-11). Праотец Авраам, находясь на небе, услышал вопль страждущего в аду богача, несмотря на разделяющую их великую пропасть; мало того, он знал, что происходит на земле после его кончины (Лк. 16, 23-36), ибо святые  «равны Ангелам» (Лк. 20, 36). Ангелы Божии, хотя и не всеведущи, знают о раскаянности каждого грешника на земле (Лк. 15, 10), о жизни каждой вверенной им души: «Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго» (Мф. 18, 10).

В качестве возражения сектанты указывают: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс. 145, 3-4); или: «Проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его» (Иерем. 17, 5), а также на апостола Петра, который запретил Корнилию поклониться ему: «И аз сам человек есмь» (Деян. 10, 25-26), и на Ангела, запретившего Иоанну Богослову поклониться ему (Откр. 19, 10-22).