«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Секта, по мнению Трельча требует искреннего и часто буквального исполнения предписаний закона, следования примеру Христа, она ограничивается узким кругом людей исполненных высокого религиозного подъема, вступают в религиозный союз по внутреннему влечению а не по принуждению. В то же время сектанты не обладают достаточной политической зрелостью, чтобы видеть неосуществимость безусловного идеала христианства и необходимость компромисса. Они неспособны понять, что в нашей жизни невозможно осуществить христианский идеал и поэтому необходимо идти на компромиссы.

Кроме того, секты носят резко индивидуалистический характер – они стремятся уйти из мира и преобразить его и обмирщенную Церковь — и легко становятся на путь церковной и общественно-политической революции.

Трельч, акцент расставляет так, что в секте видит нечто положительное, некое горение в религии, подъем духа, который вскрывает религиозную обрядность, а когда это горение угаснет, успокоится, то секта становится церковью. Сектанты являются сторонниками полной религиозной свободы, а Церковь есть учреждение, которое навязывается силой.

Церковь мыслится как единый организм, связывающий воедино духовную жизнь, культ (искусство, литература, философия) а также социальный и государственный институт. Секта стремится учредить в мире теократию (сегодня живем, а завтра – суд) они сторонники теократии, а у церкви теория преображения мира, (т.е. их надо не отсекать а преображать), а у сект наоборот — упразднить. Но за эту универсальность Церковь должна платить дорогой ценой. Рецепции мира сего мудрых с его отказом от личной и общественной святости, от евангельской буквы и от евангельского духа.

Православные классифицировали чин приема еретиков, понятно для чего нужна классификация — в противном случае – непонятно, по каким принципам классифицировать церковные ереси — несогласные с вероучением еретиков и мера удаления от учения церкви — определить степень отдаления от нее и нишу которую она занимает в этой градации.

Антитринитарные — через крещение.

Эсхатологические — через миропомазание.

Раскольники, которые признаны еретиками — через покаяние.

Терминология протестантской (Церкви) говорит об упадке религиозного и догматического сознания. Еретика необходимо обратить, а если он такой же как и мы (т.е. Церковь) то зачем его обращать.

Наряду с термином «секта» в западном христианском мире вводится термин «культ».

Название культа меняется в зависимости от конфессиональной принадлежности и от обстоятельств времени. Поэтому единого мнения, что есть культ — нет.

Слово «культ» происходит от латинского слова поклоняться и почитать кого-либо. Вошел в употребление в XVII веке, а в середине XIX использовался для обозначения обособленной религиозной группы.

Первым протестантом, учившим использовать это понятие в XX веке, был Эрнст Трельч.