«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Все классификации сект по признанию Буткевича были несовершенными. Общепризаннной была и остается систематизация сект на три категории:
1 — Мистические (хлысты, скопцы).
2 — Рационалистические (баптисты, молокане, духоборы).
3 — Мистическо - рационалистические.
Граница между мистикой и рационализмом весьма условна — и в мистических сектах есть рационализм, и в рационалистических мистика. Недостаток в том, что эта классификация не стыкуется с чином приема в церковь. Недавно появилась еще одна классификация разделяющая на две категории –катарические (от катарис) и гностические. Недостаток этой классификации такой же как и предыдущей.
Наиболее приемлемой для нас является святоотеческая классификация сект или ересей которая определяет распределение сект на следующие категории:
1. Гностицизм.
2. Антитринитаризм.
3. Христологические.
4. Экклесиологические.
5. Самочинники.
Все секты можно подвести к пунктам этой классификации.
Наиболее обобщено деление сект в протестантстве и религиоведении:
1. Псевдохристианские (иеговисты и те кто искажает основные догматы христовой веры).
2. Восточные (кришнаиты, трансцедентальная медитация).
3. Псевдонаучные (эктросенсорики).
4. Синкретические (теософское общество, мунисты, антропософное общ-во).
5. Оккультные (сатанизм, розенкрейцерство, массонство).
Эта классификация является весьма несовершенной по причине субьективного подхода при определении главных вероучительных положений, по которым необходимо распределять секты. Например, о ком-то можно сказать, что это – псевдонаучная организация и в то же время оккультная. То же можно сказать об антропософии, теософии. Еще один недостаток этой классификации — непонятна цель.
Рассмотрим идеи, которые способствовали оформлению движения, которое именуется баптизмом.
Баптизм не изобрел никаких новых идей, никаких принципов, никакой новой практики. Он лишь оформил и объединил до него ранее бывшие учения. Одним из таких движений, которые являются родоначальниками баптизма и связь с которым признают баптистские теологи, является анабаптизм.
АНАБАПТИЗМ
Анабаптизм это религиозное движение, распространившееся в Западной Европе в 1520–1550 годах. По религиозным идеям оно не было однородным и не имело единого координационного центра. Анабаптизм представлял собой крайнее крыло реформации, положил начало многочисленным течениям и сектам подготовившим почву для появления баптизма. Идеологи баптизма развили основные положения реформации, довели ее до логического завершения и в этом отношении анабаптизм более рационален чем Лютеранство и Кальвинизм. Наряду со стремлением к очищению католической церкви не менее важное значение отводилось анабаптистским социально-политическим планам преобразования общества, что отличало их от вождей идеологов Реформации таких как Цвингли, Кальвин и другие.
До начала XVI века государственной церковью на западе практически была историческая церковь. Реформаторы Лютер, Цвингли, Кальвин хотели придать этот статус протестантским деноминациям, сохранив прежние государственно-церковные отношения. Но анабаптисты требовали разрыва не только с католической церковью, но и со всем окружающим миром.
Истинная Церковь, по их мнению должна быть очищена и стать общиной святых. Она не должна быть церковью государственной. Анабаптизм появился одновременно в двух местах Европы — в Швейцарии (Цюрихе) и в Германии.
Анабаптистское движение в Швейцарии