Свт. Афанасий Великий-ПОСЛАНИЕ О ТОМ, -ЧТО СОБОР НИКЕЙСКИЙ-7. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство

Но эти чудные и склонные к нечестию люди, не о чести Божией заботясь, но по вражде к Спасителю изобрели именование: несозданный. А если бы у них было понятие о чести и о прославлении, то скорее бы надлежало и было бы лучше — и признавать и называть им Бога Отцом, нежели давать Ему такое именование. Ибо, называя Бога несозданным от сотворенных вещей, как сказано прежде, именуют Его только Творцом, чтобы в угождение себе и Слово объявить тварию. А кто именует Бога Отцом, тот вместе означает в Нем и Сына, и ему не будет неизвестно, что, поскольку есть Сын, то чрез Сына создано и все сотворенное. 442

31) Посему лучше и согласнее будет с истиною — от Сына обозначать и именовать Бога Отцом, нежели от одних дел именовать и называть Его несозданным. Ибо это именование указывает на дела, по воле Божией сотворенные Словом, а имя Отца дает разуметь собственное рождение от Его сущности. Сколько Слово превосходнее вещей сотворенных, столько и еще в большей мере именование Бога Отцом превосходнее именования несозданным. И как последнее именование взято не из Писания, подозрительно, имеет разные значения, так первое — просто, находится в Писании, согласнее с истиною и указывает единственно на Сына. Именование несозданный находится у язычников, не знающих Сына, а имя Отец познано нами от Господа нашего и Им даровано, ибо, Сам ведая, Чей Он Сын, сказал: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин 14:10), и: видевый Мене, виде Отца (9), и: Аз и Отец едино есма (10:30). И нигде не называет Отца несозданным, но и уча нас молиться, не сказал: егда молитеся, глаголите: Несозданный Боже! Но: егда молитеся, глаголите: Отче наш, Иже на небесех (Лк 11:2). К сему благоволил Он наклонить и то, чт? главного в нашей вере, ибо повелел нам креститься не во имя Несозданного и созданного, и не во имя Несотворенного и твари, но во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф 28:19). Так освящаемые, истинно мы всыновляемся, и произнося имя Отца, из сего имени познаем и Слово во Отце. Но если угодно Ему, чтобы собственного Его Отца называли мы нашим Отцом, то не должно посему сравнивать нам себя с Сыном по естеству, потому что по Его милости именуется нами так Бог. Поскольку Слово понесло на Себе наше тело и было среди нас, то вследствие сего, по милости явившегося среди нас Слова Бог именуется нашим 443

Отцом. Ибо пребывающий в нас Дух Слова через нас именует Отца Его как бы нашим, такова — мысль апостола, который говорит: посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал 4:6).

32) Но, может быть, обличенные за именование несозданный, будучи лукавы нравом, захотят и они сказать: о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе должно говорить из Писания, что написано о Нем, а не вводить речений, не находящихся в Писании. Да, так должно, сказал бы и я, потому что признаки истины, взятые из Писания, гораздо точнее, нежели взятые из других источников. Но злонравие и при коварстве изменяющееся во всякие виды нечестие Евсевиевых сообщников, как сказано прежде, понудило епископов яснее изложить речения, низлагающие их нечестие. И как доказано, что написанное Собором заключает в себе правую мысль, так явным сделалось, что у ариан речения — гнилы и нрав — лукав. Ибо и именование несозданный имеет собственный смысл, и может быть произносимо благочестиво, но они, по собственному своему умышлению, как сами захотели, употребляют и оное к бесчестию Спасителя, чтобы только с упорством богоборствовать им, подобно исполинам. Но не остались они не осужденными, произнося те речения, и не могли утаиться, что с худою мыслью употребляют слово несозданный, которое можно произносить хорошо и благочестиво, потому что совсем посрамлены, и ересь их повсюду предана позору.

Хотя описал я тебе, припомнив, сколько мог то, что было сделано на Соборе, однако же, знаю, что упорнейшие из христоборцев, и это выслушав, не пожелают перемениться, но оставят это без внимания, ища опять новых предлогов, а после них станут выдумывать еще новые. По пророческому 444

слову: аще пременит ефиоплянин кожу свою, и рысь пестроты своя (Иер 13:23), едва ли и они, научившись нечестию, пожелают мудрствовать благочестиво. А ты, возлюбленный, получив это, прочти про себя; если же признаешь полезным, прочти и братиям, кто будет тогда при тебе, чтобы и они, узнав это, одобрили ревность Собора поистине и точность разумения, осудили же разумение христоборных ариан и суетные их предлоги, какие научились они изобретать в защиту своей ереси.

Богу и Отцу подобает слава, честь и поклонение с собезначальным Его Сыном и Словом, вместе со Святым и животворящим Духом, ныне и в нескончаемые веки веков! Аминь.