О новых временах, искушениях и "святой простоте"

и вам говорю теперь (Ин. 13, 33).

Заставляет задуматься и случай с Марией Магдалиной, когда уже после Воскресения она радостная бросилась ко Христу, а Он, вдруг, говорит: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему (Ин. 20, 17). Прокаженных не боялся, а здесь - не прикасайся - будто она заразить Его чем-то может...

Не закончилось Божие дело спасения человека ни Воскресением, ни Вознесением. Христос еще должен был умолить Отца Небесного (Ин. 14, 16) низвести на учеников Своих Утешителя Духа Святого. Я истину

говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). И перед уходом к Отцу Христос собрал учеников Своих и повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян. 1, 4 - 5).

Оказывается, человека еще необходимо очистить, и не просто водою, а крещением Духом Святым. Потому-то Христос и Марию не допускал прикасаться к Своей чистоте, и ученикам говорил, что они не могут придти на уготованное им место - это ученикам, которые ходили с Ним и ловили каждое Его слово, которые, по Его же определению были чисты (Ин. 13, 10) - даже они представляли собою нечто чужеродное, противоестественное и неугодное Царству Небесному! Даже они нуждались в ходатайстве Христа перед Отцом. А не умоли Он Отца, то и эта горстка отчаянных людей осталась бы за воротами Царства, не говоря уже о прочих смертных.

Если ниспослание Духа Святого на учеников есть заключительный акт спасительной миссии Сына Божия, то (чисто по-человечески) возникает недоумение: уж больно скромен результат Божьего труда. Стоило ли Богу приносить такие жертвы из-за двенадцати человек. Даже если их и 120 было в день сошествия Духа Святого, как сообщает евангелист Лука (Деян. 1, 16), все равно капля в море. А что с остальными людьми, которых не было в том счастливом ковчеге, в той иерусалимской горнице, которую посетил Дух Святой? Опять чего-то Бог недодумал. Как тогда в раю (человека сделал, а про костюм забыл - листьями вынуждены были прикрываться).

Не будем горячиться, давайте поразмыслим. Почему Христос умолил Отца Своего низвести Духа Святого именно на этих людей? Да потому, что они все хорошо знали Христа. Все они - это Его друзья, ученики, почитатели, притом поверившие Ему, что Он не просто человек, а Сын Божий. Они старались исполнять Его заветы, действительно, ради Него отказались от своих прежних, как у всех прочих, условий жизни, мирских забот и проблем. Все прочие свидетели и очевидцы Христа, может, уже и забыли про Него, а эти сидели в горнице невылазно и молились, ждали обещанного Христом, памятуя сказанное Им, кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21). Что, собственно говоря, и произошло - Бог к ним пришел.

Так что обижаться на Бога, похоже, рановато. Воскресением Он обеспечил человеку бессмертие, Вознесением приготовил ему место, а принять, вкусить, насытиться этими Божиими дарами предоставил ему на его личное усмотрение. Дал свободу, о которой мы так все печемся. Чисто Божественный жест. Вот тебе бессмертие, вот тебе жизнь вечная, вот тебе кресло рядом с Отцом, но... Решай сам, надо тебе это или не надо. На аркане никто тебя не тащит. Просто Отец Небесный хочет лично с каждым из нас познакомиться. Правда, у Него, и волосы на наших головах все сочтены (Мф. 10, 30). Это мы и малейшего понятия о Нем не имеем. В этом знакомстве недостает нашей инициативы. К проявившим эту инициативу, то есть к соблюдшим заветы Его, к желавшим общения с Ним, Он и явился.

В день Святой Троицы именно такое личное знакомство учеников Христа с Богом и состоялось. Бог открылся человеку во всей Своей триипостасной нераздельности. Отец низвел Духа Своего, Сын послал Того же Духа, Сам Дух нисшел на учеников, почему Церковь и называет это событие Днем Святой Троицы. Совершилось то, о чем и говорил Христос Своим ученикам: В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин. 14, 20).

Так что обвинение Христа в неисполнении обещанного Им скорого возвращения на Землю не имеет под собой основания. Христос явил Себя на десятый день от Своего Вознесения. Вот почему для всех нас лучше,

что Христос ушел к Отцу и прислал на Землю Утешителя. И не от того, что Утешитель чем-то лучше Христа, а от того, что в Утешителе приходит Сам Наставник и Учитель Христос. Тайну эту открыл Христос ученикам Своим еще на Тайной Вечери: Теперь сказываю вам, прежде, нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий Того, Кого Я пошлю, Меня принимает (Ин. 13, 19). Ниспосылая на людей Духа Святого, Христос снова и снова приходит на Землю. Можно сказать, Христос ушел, чтобы придти в миллионах человеческих личностей, соединенных в Нем в одно общечеловеческое тело. Телом Христовым называет апостол Павел Церковь Христову, выражая Ее основную сущность.

День Святой Троицы, день рождения Церкви Христовой, правильнее было бы считать началом Новой эры жизни рода человеческого, потому что суть Нового пребывания человека не в том, что на Земле воплотился Бог, и даже не в том, что в среде человеческой стали появляться рожденные от Бога люди, новая тварь, как говорит апостол Павел (2 Кор. 5, 17), а в том, что в этот день Бог положил начало воскрешения всего человеческого рода, воскрешения всечеловека.

Но главное, чтобы опять кто-то не подумал, что Бог чего-то недоделал (вселил живую клетку в мертвую массу, а та ее и уморила), Господь предоставляет и условия для благополучного развития этой новой жизни - устанавливает на Земле Свое единое безграничное государство, Царство Божие.

Посмотрим внимательно на то, что происходило в день Пятидесятницы, Повествует евангелист Лука: При наступлении дня Пятидесятницы все они (ученики) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? (Далее идет перечисление стран, из которых присутствовали при этом чуде свидетели.) Все слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? (Деян. 2, 1 - 12).