О новых временах, искушениях и "святой простоте"

Так что обижаться на Бога, похоже, рановато. Воскресением Он обеспечил человеку бессмертие, Вознесением приготовил ему место, а принять, вкусить, насытиться этими Божиими дарами предоставил ему на его личное усмотрение. Дал свободу, о которой мы так все печемся. Чисто Божественный жест. Вот тебе бессмертие, вот тебе жизнь вечная, вот тебе кресло рядом с Отцом, но... Решай сам, надо тебе это или не надо. На аркане никто тебя не тащит. Просто Отец Небесный хочет лично с каждым из нас познакомиться. Правда, у Него, и волосы на наших головах все сочтены (Мф. 10, 30). Это мы и малейшего понятия о Нем не имеем. В этом знакомстве недостает нашей инициативы. К проявившим эту инициативу, то есть к соблюдшим заветы Его, к желавшим общения с Ним, Он и явился.

В день Святой Троицы именно такое личное знакомство учеников Христа с Богом и состоялось. Бог открылся человеку во всей Своей триипостасной нераздельности. Отец низвел Духа Своего, Сын послал Того же Духа, Сам Дух нисшел на учеников, почему Церковь и называет это событие Днем Святой Троицы. Совершилось то, о чем и говорил Христос Своим ученикам: В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин. 14, 20).

Так что обвинение Христа в неисполнении обещанного Им скорого возвращения на Землю не имеет под собой основания. Христос явил Себя на десятый день от Своего Вознесения. Вот почему для всех нас лучше,

что Христос ушел к Отцу и прислал на Землю Утешителя. И не от того, что Утешитель чем-то лучше Христа, а от того, что в Утешителе приходит Сам Наставник и Учитель Христос. Тайну эту открыл Христос ученикам Своим еще на Тайной Вечери: Теперь сказываю вам, прежде, нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий Того, Кого Я пошлю, Меня принимает (Ин. 13, 19). Ниспосылая на людей Духа Святого, Христос снова и снова приходит на Землю. Можно сказать, Христос ушел, чтобы придти в миллионах человеческих личностей, соединенных в Нем в одно общечеловеческое тело. Телом Христовым называет апостол Павел Церковь Христову, выражая Ее основную сущность.

День Святой Троицы, день рождения Церкви Христовой, правильнее было бы считать началом Новой эры жизни рода человеческого, потому что суть Нового пребывания человека не в том, что на Земле воплотился Бог, и даже не в том, что в среде человеческой стали появляться рожденные от Бога люди, новая тварь, как говорит апостол Павел (2 Кор. 5, 17), а в том, что в этот день Бог положил начало воскрешения всего человеческого рода, воскрешения всечеловека.

Но главное, чтобы опять кто-то не подумал, что Бог чего-то недоделал (вселил живую клетку в мертвую массу, а та ее и уморила), Господь предоставляет и условия для благополучного развития этой новой жизни - устанавливает на Земле Свое единое безграничное государство, Царство Божие.

Посмотрим внимательно на то, что происходило в день Пятидесятницы, Повествует евангелист Лука: При наступлении дня Пятидесятницы все они (ученики) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? (Далее идет перечисление стран, из которых присутствовали при этом чуде свидетели.) Все слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? (Деян. 2, 1 - 12).

Спросим и мы: Что это значит? Признаться, до некоторого времени по прочтении этого места в Деяниях, у меня оставался тихий осадок разочарования. В первый день Своего сошествия Дух Святой, можно сказать, в такое космическое событие, не мог ничего посерьезнее, пофундаментальнее подарить ученикам. Я понимаю, если бы они стали воскрешать, кормить всю эту толпу одним куском хлеба, ну что-нибудь такое сверхъестественное подарил бы... А тут скромное знание языков. Даже и чудом назвать трудно... Сейчас у нас за неделю учат любому языку любого. При чем здесь языки? С одной стороны, понятно - они будущие апостолы, им надо будет ходить по разным странам и проповедовать Евангелие, так что знание языков - дело нужное. На этом я и успокаивался.

А ведь здесь, кроме подспорья в деле проповеди, открывшийся дар учеников имеет и другой смысл. Промысл Божий окружил апостолов людьми из всякого народа под небесами. И не для простого ожидания праздничных торжеств дня еврейской Пятидесятницы, а чтобы в лице учеников все народы услышали исходящее из уст родившейся только что Церкви ее главное кредо - Царство Божие сошло на Землю и родился всенародный единый Богочеловеческий организм. Удивительно символичен был этот день, начало Новой эры. Малая горсточка учеников Христовых проповедует окружившему их всякому народу под небесами о великих делах Божиих, и проповедует на их родном языке. Отныне снят языковый барьер, от Вавилонского столпотворения разделявший род человеческий. Отныне тело всечеловека восстанавливается в Царстве Божием, сошедшем на Землю! Дивны дела Твои, Господи! Поистине, им можно только удивляться. Что это значит? - пишет святой Иоанн Златоуст. - То, что Христос тех и других, близких и далеких, сделал одним телом, так что живущий в Риме считает своими членами индийцев. Что может сравниться с таким собранием? А глава всех - Христос.

Когда святые отцы называют Церковь Христову телом, то понятно, что они хотят сказать о таком единстве всех верных христиан, какое, действительно, сравнимо лишь с состоянием клеток и органов живого тела. Но реальность этого хранимого, оживотворяемого Духом Святым единства лежит за гранью нашего сознания. Тем более что эта Богом дарованная нераздельность нисколько не потревожила нашу личностную неслиянность. Проще говоря, хоть римлянин и индиец, как христиане, и есть со мною одно тело, но к сожалению, я этого не чувствую ни плотью своей, ни душою.

Посмотрим, однако, отразилось ли как-то это знакомство с собою как с телом Христовым на участниках Дня Пятидесятницы. Когда апостолы говорили различными наречиями, народ изумлялся и недоумевал. Иные же, насмехаясь, говорили, что они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и в проповеди открыл народу правду об

Иисусе Христе. Выслушав Петра, люди умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 37 - 47).

Во-первых, как видим, не двенадцать, а около трех тысяч человек в этот день крестились во имя Иисуса Христа и получили дар Духа Святого. Во-вторых, не только знанием языков одарил Дух Святой Апостолов, а много чудес и знамений совершилось через них. А далее... Далее - как раз духа не хватает у нас, только что распрощавшихся навсегда с мечтою о всемирном коммунизме, снова возвращаться к этой кровоточащей теме.

Надо отдать должное хитрости и коварству князя мира сего, как называет Христос диавола. Тот фундамент, что положил Дух Святой в основание человеческого общежития Новой эры, диавол взялся восстановить через две тысячи лет собственными силами, и не где-нибудь, а в самом сердце тела Христова, на Святой Руси, и, разумеется, с одной лишь целью, чтобы никогда больше человеку и в голову не приходила мысль о возможности сего способа существования на Земле, чтобы от одного слова "коммуна" (в переводе с латинского общий) всех трясло от страха и бросало в обморок.