О новых временах, искушениях и "святой простоте"

Спросим и мы: Что это значит? Признаться, до некоторого времени по прочтении этого места в Деяниях, у меня оставался тихий осадок разочарования. В первый день Своего сошествия Дух Святой, можно сказать, в такое космическое событие, не мог ничего посерьезнее, пофундаментальнее подарить ученикам. Я понимаю, если бы они стали воскрешать, кормить всю эту толпу одним куском хлеба, ну что-нибудь такое сверхъестественное подарил бы... А тут скромное знание языков. Даже и чудом назвать трудно... Сейчас у нас за неделю учат любому языку любого. При чем здесь языки? С одной стороны, понятно - они будущие апостолы, им надо будет ходить по разным странам и проповедовать Евангелие, так что знание языков - дело нужное. На этом я и успокаивался.

А ведь здесь, кроме подспорья в деле проповеди, открывшийся дар учеников имеет и другой смысл. Промысл Божий окружил апостолов людьми из всякого народа под небесами. И не для простого ожидания праздничных торжеств дня еврейской Пятидесятницы, а чтобы в лице учеников все народы услышали исходящее из уст родившейся только что Церкви ее главное кредо - Царство Божие сошло на Землю и родился всенародный единый Богочеловеческий организм. Удивительно символичен был этот день, начало Новой эры. Малая горсточка учеников Христовых проповедует окружившему их всякому народу под небесами о великих делах Божиих, и проповедует на их родном языке. Отныне снят языковый барьер, от Вавилонского столпотворения разделявший род человеческий. Отныне тело всечеловека восстанавливается в Царстве Божием, сошедшем на Землю! Дивны дела Твои, Господи! Поистине, им можно только удивляться. Что это значит? - пишет святой Иоанн Златоуст. - То, что Христос тех и других, близких и далеких, сделал одним телом, так что живущий в Риме считает своими членами индийцев. Что может сравниться с таким собранием? А глава всех - Христос.

Когда святые отцы называют Церковь Христову телом, то понятно, что они хотят сказать о таком единстве всех верных христиан, какое, действительно, сравнимо лишь с состоянием клеток и органов живого тела. Но реальность этого хранимого, оживотворяемого Духом Святым единства лежит за гранью нашего сознания. Тем более что эта Богом дарованная нераздельность нисколько не потревожила нашу личностную неслиянность. Проще говоря, хоть римлянин и индиец, как христиане, и есть со мною одно тело, но к сожалению, я этого не чувствую ни плотью своей, ни душою.

Посмотрим, однако, отразилось ли как-то это знакомство с собою как с телом Христовым на участниках Дня Пятидесятницы. Когда апостолы говорили различными наречиями, народ изумлялся и недоумевал. Иные же, насмехаясь, говорили, что они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и в проповеди открыл народу правду об

Иисусе Христе. Выслушав Петра, люди умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 37 - 47).

Во-первых, как видим, не двенадцать, а около трех тысяч человек в этот день крестились во имя Иисуса Христа и получили дар Духа Святого. Во-вторых, не только знанием языков одарил Дух Святой Апостолов, а много чудес и знамений совершилось через них. А далее... Далее - как раз духа не хватает у нас, только что распрощавшихся навсегда с мечтою о всемирном коммунизме, снова возвращаться к этой кровоточащей теме.

Надо отдать должное хитрости и коварству князя мира сего, как называет Христос диавола. Тот фундамент, что положил Дух Святой в основание человеческого общежития Новой эры, диавол взялся восстановить через две тысячи лет собственными силами, и не где-нибудь, а в самом сердце тела Христова, на Святой Руси, и, разумеется, с одной лишь целью, чтобы никогда больше человеку и в голову не приходила мысль о возможности сего способа существования на Земле, чтобы от одного слова "коммуна" (в переводе с латинского общий) всех трясло от страха и бросало в обморок.

Однако факт остается фактом. Тело, голова которого - Христос, появилось на Земле в виде коммуны. В День Пятидесятницы не просто возникла некая новая общественно-экономическая формация в одном из государств, а возникло на Земле новое государство - Богомонархическая коммуна. На Земле явил Себя триипостасный Царь: Царь Небесный Утешитель Дух истины (молитва Духу Святому), Царь Христос (молитва: Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареве и Богу нашему), Царь Отец Небесный (молитва Господня: Отче наш... да приидет Царствие Твое), В этот день Бог-Царь воздвиг на Земле и Свой народ, как говорит апостол Петр: народ Божий (1 Пет. 2, 10). И далее Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 47): заметьте, не сами, не своими силами, не своим умом, люди принимали Новое гражданство, а Сам Бог-Монарх прилагал их к Своей Державе. Свыше же, Духом Святым стала создаваться и государственная администрация: апостолы, диаконы, епископы, пресвитеры. Изволением Того же Духа утверждались государственные законы (Деян. 15, 28).

Прошло две тысячи лет. Не будем сейчас говорить, как за сей долгий срок расширялось по Земле Богочеловеческое государство. Не будем и поднимать вопрос, почему народ Божий отпал от Православного единства в католицизм, а с ним в протестантство, и в тысячи разнотолковых сект под вывеской Христовы братья. Не будем и печалиться, почему Христово тело, разрезанное государственными границами просвещенных христианством народов, не дышит единством, а скорее, смердит разложением.

Сегодня праздник. Сегодня Троица, и по закону годичного круга событий Христовой Церкви, вот уже в двухтысячный раз Дух Святой обновляет Своим веянием Землю и нисходит на жаждущих Христова утешения. Возникает ли у нас, у соучастников сего торжества, что-либо подобное тому первоначальному осознанию себя общником корня и сока маслины - Христа? (Рим. 11, 17). Влечет ли нас Дух Святой, хоть слабым дуновением, к единству Божиего народа? Или Дух Христов уже и не приходит в этот день, и напрасно православные поют в церквях: величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим, в тайной надежде быть в числе тех самых учеников? Или пришедый Царь Небесный просто не находит среди нас тех, кого бы можно было собрать воедино?

И здесь мне вспоминается Троица, когда в нашем городке еще храма не было, когда Хрущев на очередном Съезде клялся ко дню окончательной победы коммунизма в нашей отдельно взятой стране покончить окончательно и с Церковью Христовой. Тогда мне, как религиозному диссиденту, власти дозволили заканчивать свое земное поприще рабочим на кладбище, отчего сей праздник так ярко видится мне сквозь кладбищенскую призму.

За две недели до Троицы уже дергали кладбищенского смотрителя по телефону из Райкома:

- Как там у вас? Смотрите, чтобы к Троице был полный порядок!

- Стараемся, товарищ Сидорчук! Но сами знаете, снег только сошел. Грязь вся наружу! Не горит! Сыро, хоть бензином кучи поливай! Спецтранс машин не дает. Нам бы самосвальчик какой. Мы бы и сами грузили.