О новых временах, искушениях и "святой простоте"

У России, действительно, свои особенные шаги по жизни, своя особенная дорога во времени. Россия не просто живет и борется за выживание, Россия Крест Христов несет. Таково Божие установление - России быть Церковью Христовой. И в это можно только верить. Почему Божий выбор являть в мире оплот Православия пал на людей, проживающих на этом Европейско-Азиатском участке Земли - не нам судить, да и никто этого сказать не может. И гордиться здесь нечем, и унывать бессмысленно. Плетью обуха не перешибешь, от Промысла Божия не уйдешь. Россия - земной храм Отца Небесного, и каждый, рождающийся в России - прихожанин этого храма, даже если он в этом храме только из кружек ворует да безобразничает. И крестит россиянин своих новорожденных, не дожидаясь их просвещения, оглашения - они у себя дома - в Церкви родились, в Церкви и помрут. И ностальгия наших эмигрантов - это потеря родного Дома Божиего, а не берез и озер. Березы и озера - это роспись стен России-Храма. И господин у россиянина всегда был один - Отец Небесный, хотя и кормил он и барина, и чиновника, и солдата, и попа, и царя. И называлась Россия Святой не от поголовной святости ее обитателей, и даже не от множества церквей, а от освящавшей Землю ее кровли Божией благодати, от ее назначения являть обитель спасения и освящения всего мира на Земле. Прочее же - лишь приложение, лишь вынужденная дань стихиям прогресса человеческого.

История России - это не смена царей, освоение недр и захват территорий, а житие государства-христианина. Судьба России - это земная судьба Господа нашего Иисуса Христа - спасать мир гибнущий, принимая на себя его грехи. И спасла Россия не только Европу от монголов и мир от фашистов, но и от коммунистов, испив до дна европейский яд марксизма и корчась в муках 75 лет. Она и сейчас, распинаемая бандитизмом, безумием капитала и секса, под насмешки соседей и хохот приличных стран, висит на Кресте и слушает благоразумные советы: Сойди со Креста, стань как все, и муки твои прекратятся. Не может Россия стать как все! Пробовала. Триста лет тужилась. Из Божьего дома умудрилась понаделать дома культуры, кинотеатры, товарно-продовольственные склады, а то и просто помойки. И все же Россия не стала как все. Стала государством-монстром, всемирным пугалом.

Как есть на Земле добро и зло, как есть Христос и антихрист, так есть и у России настоящий враг - не немец, не француз и не чеченец, а враг всего рода человеческого - сатана, дух злобы поднебесный. Невидимый враг, орудующий руками подпавших под его волю людей. Умный вор - крадет не по мелочам, не безделушки, а самое дорогое. Враг хитрый и коварный - бьет в самый жизненно важный орган.

Загляните в историю государства Российского. Что стремился уничтожить враг на Руси? Ливонские рыцари, поляки, литовцы, шведы... Кроме обычного захвата земель и порабощения народа что желали завоеватели? Уничтожить Православие. Скажете, это и естественно - всякий завоеватель старается разрушить духовные устои поверженного народа. Но и естественно было российским князьям ободряться силою молитв земляков-подвижников, российскому воинству - отражать непобедимых захватчиков благодатью икон православных, а всему народу русскому - сливаться верою в неодолимый для врат ада монолит Церкви Христовой. Неестественное началось, когда сатана изменил тактику нападения на Русь Святую, когда в неприступный для иноземного огня и меча оплот Православия вонзил он, руками российского царя, иноземное процветание. Тогда суетное стало заявлять о себе как о главном, внецерковное - неестественно возноситься в первостепенное.

Нам, потерявшим и понятие о такой области человеческого бытия, как Богообщение, трудно уяснить, что Господь никогда не оставляет Своих чад на произвол судьбы и никогда не позволяет сатане хватать их врасплох. Именно перед тем, как на богатырскую святость Руси был наброшен аркан западного прогресса, Господь Своим Отеческим промыслом являет чудо Российского флага.

Но главное, флаг сей, как новоявленный ковчег пред надвигающимся потоком соблазнов, ибо соблазны должны были придти (Мф. 18, 7), был ничем иным, как спасительным Божиим указанием, - везде и во всем стоять и храниться Россиянину под знаменем Креста Христова.

В начале своего царствования, в июле 1694-го года, Петр выехал в Архангельск для встречи купленного в Голландии 44-пушечного фрегата под названием Святое пророчество. На этом корабле, можно сказать, на элементарной частице государства Российского, впервые был поднят и пронесен по волнам международных вод Российский красно-сине-белый флаг. Не увидел Петр Креста во флаге. Не открылось ему в Святом пророчестве слово Божие - - красота и мощь России под знаменем Креста Христова. Вспомним наше изначальное грехопадение. И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7). Открылись глаза Петра на соблазны западного прогресса; и устыдился он всего родного российского, и прикрылся нововведениями на манер европейских, утешаясь нашептыванием змея: будете, как боги.

Петр обрушился на свою родину, словно вихрь, - пишет Н.М. Карамзин, - безжалостно вырывая из отечественной почвы все, что в течение веков составляло веру и жизнь Святой Руси, все семена российской культуры, заменяя их без разбора клочками, собранными со всех четырех углов Европы, - обрывками ее речи, обносками ее одежды, осколками ее учреждений, урывками ее нравов, крошками с ее стола. Намереваясь цивилизовать свой народ кнутом, топором и вырыванием ноздрей, Петр только запугал и ошеломил всех и надолго приковал Россию на одном месте в оцепенении и страхе. Н.М. Карамзин не знал, чем окончилось это народное оцепенение, хотя и сделал интересное замечание: Угнетая своих подданных суровостью законов, навязчивостью регламентов, жесткостью наказаний, он (Петр) научил их лицемерию и низости; а полным пренебрежением и беспощадностью к традициям прошлого и народным убеждениям, он создал настроение, может быть, давшее начало современному нигилизму. Н.М. Карамзин не дожил до созревания русских нигилистов в народовольцев, террористов и цареубийц. Дать точное определение прогрессировавшей болезни России выпало на долю Ф.М. Достоевского в его романе Бесы.

То, что начал Великий Петр, доделал Великий Ленин. Я говорю - Ленин, подразумеваю - партия во главе с восторжествовавшим сатаной. Россия кончила, как бесноватый самоубийца. Оторвав красный клочок ее флага, спеленали ее бесы, неумытую от крови гражданской войны, мученицу великих строек и лагерей, но, самое ужасное - грозящую кулаком в небо. Многие удивляются, как могло произойти, что Россия, страна церквей, земля святых обителей, держава Православия стала вдруг мировым очагом научного атеизма? Как народ-богоносец стал, вдруг, народом-богоборцем?

Не вдруг, господа, а за двести лет. Двести лет вползал древний змий в оцепеневшую душу России. Двести лет через прорубленное Петром окно в Европу сквозняк земного рая завораживал Россию. Двести лет чиновник от правительства доказывал народу, что глава Церкви не Христос, а он, уполномоченный высочайшим соизволением Петра. Недаром ходило по Руси поверие, что Петр вовсе и не царь, что настоящий Петр украден немцами и закован в темнице, а правит Россией немецкий шпион или даже антихрист. Беда даже не в том, что своими регламентами Петр положил начало, уже нашими органами государственной безопасности доведенное до совершенства - молодых в монахи не пущать, слишком горячих в вере попов выгонять, на подозрительных фискалить. Сей палач-любитель так распалился в своем реформаторстве, что, гнева Божия не убоясь, при всем честном народе отсек Церкви Православной ее земную голову, упразднив патриаршество, а саму Церковь, Невесту Христову, определил быть прислужницей царевой, под высоким надзором представителя от правительства.

Как одной из коллегий, Церкви предстояло, взявшись за руки с прочими коллегиями, строить цивилизованную Россию и двигать ее прогресс. Церкви вменялось в обязанность: ведать учетом рождаемости и смертности; освящать государственные затеи, начинания, достижения научно-технического прогресса; блюсти благонадежность и верноподданничество народа; защищать собственность и права слоев имущих (не исключая и защиты крепостного права); помазывать на престол царей; петь царю и всему царствующему дому Многая лета... - одним словом, быть оплотом Российского самодержавия и Божественным гарантом его вечности.

Петр фактически занял место патриарха и осуществил заветную мечту всех диктаторов - загнал-таки Церковь к себе на службу. Однако же, сказать, что он завладел всею Церковью, было бы неверно. Сотрудничество Церкви с правительством и власть имущими - это лишь одна из сторон жизни Церкви, притом малая доля ее отвлечения в мир внешний от полноты бытия в Боге. Когда архиерей томился на приеме у сановника, а иерей провозглашал здравицы у барина на обеде, сонм святых в трудах и бдениях окормлял и освящал всю землю Русскую. И все же сколь бы малым ни было сие отвлечение, сколь бы незначительным ни было это содружество, но двухсотлетнее служение Церкви при царском дворе наложило на нее тень собственности царевой. К величайшей беде России Церковь и царизм стали понятием единым и нераздельным. Именно это видимое единство Церкви и царизма в годину революционной перемены государственной власти в стране открыло, наконец, сатане простор и свободу красным террором душить Православие.

И не важно, что к Великому Октябрю Россия уже не была царской державой, так как еще в марте последний русский царь отрекся от престола. А важно то, что в самый день отречения царя Николая II России явлена была чудесным образом икона Божьей Матери Державная. На иконе Пресвятая Владычица наша изображена с державой и скипетром в руках - символами царской власти. И этот Божественный знак, яснее ясного указывающий, кто есть истинный Самодержец России, это Божие откровение, и по сей день не доходящее до нашего воспаленного от свобод ума, уж конечно, не оставлено было без должного внимания сатаны. Неужели вы думаете, что диавол заварил всю эту революционно кровавую кашу для того, чтобы кухарки стали управлять страной и в России воцарилась свобода, равенство и братство? Нет, только для одного - чтобы уничтожить земную державу Царицы Небесной. Почуял тогда налетевшую грозу народ православный. Грянул гром - мужик перекрестился, стряхнул с себя двухсотлетнюю тоску по утерянному патриарху собрались, наконец-таки, вкупе иерархи на Поместный Собор и по воле Всевышнего явили кормчего Церкви Русской, стратега от Бога, духовного ратника, святителя патриарха Тихона. В его воззваниях к народу, в его обращениях к Совнаркому зазвучало слово Церкви во всей чистоте и силе.

Вспыхнул молитвенный дух народа православного. Казалось бы, одних майских торжеств 1918 года было бы достаточно, чтобы понять новому властителю, каким народом он собирается править. Был первый советский первомай. Колонны красноармейцев и скромная толпа большевиков с пением Интернационала шли по Красной площади. И вдруг красная ткань, коей устроители торжеств закутали чуть ли не весь Кремль, порвалась на Никольских воротах, и в обрамлении провисшего кумача засиял образ Николы Чудотворца. Пришлось спешно ставить у ворот солдат, чтобы отгонять верующих. Но уже 9-го мая, в день праздника святителя Николая, крестным ходом из всех церквей Москвы народ двинулся на Красную площадь и, невзирая на угрозы чекистов и на засады в переулках латышских стрелков, возносил молитвы у чудотворной иконы святителя Николая. Окруженный китайцами-часовыми, Ленин, наблюдая за происходящим с Кремлевской стены, просил своих из свиты подсчитать, сколько собралось молящихся. Подсчитали. Приблизительно 400 тысяч человек. Но как показала история, можно и всю страну околпачить, если царь антихрист, а его придворные одержимы бесом.