О новых временах, искушениях и "святой простоте"

Автобус не спешил. Я отдыхал. Через дорогу ребятишки-школьники баловались снежками - весело расстреливали скульптуру Ленина с протянутой рукой. По тому, как они реагировали на результаты попаданий, видно было, что цель их была поразить две позиции: либо лицо, либо ниже пояса. Попробовали бы мы тогда, вот так среди бела дня... Вспомнил, что при нас тогда на этом постаменте сначала Сталин стоял. Тихо заменили, без шума. Сейчас, видимо, тоже не хотят шума. А может, уже всем все равно, кто тут стоит. А кого ставить? Пустой постамент - тоже глупо... Так хоть ребятишкам забава. Один проворный уже залез на постамент, стоит меж ног Ильича и ручкой так же, как он делает.

Подошел автобус, и я поехал. Народу полно. У магазина почти все вышли и снова набились битком - на следующей остановке тоже магазин. Я думал о матушке, о ее печали по отсутствию церковности у обитателей городка. Я был с нею солидарен. Но как сказать этому сообществу одиноких озабоченных людей, успокоившихся, привыкших жить без Бога: Братья и сестры, найдите часочек так же тесно постоять в храме. Ведь ваши тогда заботы отступят.

Нет, не о выгоде надо сейчас говорить, не бежать всем в церковь, для того, чтобы прибавили получку или повезло достать по дешевке килограмм сахарного песку?.. Сейчас самое время пойматься на этот древний крючок. Весь недавний всплеск веры в Бога на волне выгоды прокатился. Повальное крещение с разрешения коммунистической партии еще тогда меня в уныние приводило. Помню, сосед мой, большой деятель и редчайший проходимец, подкатился ко мне, сияя от радости и потирая ручки:

- Старик! Я тоже сходил и окрестился! К Николе. Двадцать пять рублей.

- Зачем? - вырвалось у меня.

- Что - зачем?! - буравил меня взглядом, не понимая моего скучного вида. - Что - зачем? Сам-то ты крещеный!

- Я-то дурак.

- Ну, ты даешь! - вроде как обиделся, отошел, так и не ответив зачем.

Собственно, я и не ждал ответа. И без ответа было ясно - по дешевке человек застраховал себе райскую жизнь - прекрасный вариант! А я еще спрашиваю, зачем. Чутье делового человека подсказало ему: нельзя упускать шанс - сейчас время такое.

Время, действительно, сейчас особое - свобода. Не ходишь ты в церковь - тебе не ставят на вид, как бывало в старину; посещаешь церковь - и не заводят на тебя досье, как было до недавнего времени. Хочешь - иди, не хочешь - не иди. Казалось бы, время благоприятное. Не надо опасаться, что у священника под рясой погоны. И после исповеди тебя уже не вызовут в отдел кадров. И при выходе из храма за тобой уже не пришлют воронок (говорю так по личному опыту).

Свободная, святая, стоит Церковь Православная. Двери открыты для всех - заходи, душу очищай, благодатью насыщайся, к жизни вечной приобщайся. Как говорят Господь: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. А жаждущих жизни вечной чего-то и не ахти. Не до вечной, земную не устроить, концы с концами не связать. Времена такие, что того и гляди - с протянутой рукой пойдешь.

Да, ловко работает сатана! Мало того, что Россию довел до шока... Семьдесят лет лелеяла, кормила, любила, боготворила, все сокровища, все силы отдала, а кумир оказался негодяем - обманул, обобрал и исчез, как привидение. Выскочили какие-то спасители, и те оказались жуликами. И никому теперь уже народ не верит. Казалось бы, и бежать ему в Церковь родную, ведь убедился же на самом себе в истине слов святого псалмопевца - "Не надейтеся на князи и сыны человеческия, - в них же несть спасения". Так здесь же сатана развернул такую апостольскую деятельность! Выпустил на Русь такую тучу учителей, просветителей, проповедников и прочих лихих говорунов... И все за Бога, все за веру, только мимо Церкви, мимо Православия.

Не мне указывать, что делать церковным иерархам. Они пастыри, и их забота, как сохранить и приумножить стадо Христово. Я говорю, что на нас, простых христиан, время наложило ношу - святое бремя апостольства. Если Господь дал Церкви свободу, значит, пришла пора вылезать из катакомб, значит, пора посмотреть чуть повыше личного спасения, пора оглядеться по сторонам и увидеть, как говорит Христос, что нивы созрели, жатвы много, а делателей мало, и не только молиться Господину жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою, но и самому как-то расшевеливаться. И даже не от того, что если кто обратит грешника от ложного пути, - как говорит апостол Иаков, - тот спасет душу свою от смерти, и покроет множество грехов; и даже не от обиды, что сатана крадет из-под носа братьев и сестер. Его апостольское рвение для нас - звонок, показатель, что мы уже опаздываем. Бесы всегда быстрее нас узнают волю Божию. Как в Евангелии написано: народ еще только дивился учению Христа, а бес уже кричал: Оставь, что Тебе до нас! Иисус Назарянин! Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

Суть в том, что нет нам поодиночке спасения. Личное спасение для христианина - полдела, а может, и того меньше.