Операция на сердце или из баптизма в православие

Странная ситуация сложилась после седьмого января 2001 года. Я православный христианин, руковожу коллективом журналистов-протестантов. Но меня особо это не смущало. Я по-прежнему главный редактор. И должен обеспечивать бесперебойное производство радиопрограмм (около сорока 15-минутных передач в месяц). По-прежнему я рецензирую каждую из них. Прослушиваю и пишу плюсы и то, что, на мой взгляд, необходимо исправить. Конфликты здесь неизбежны, как в любой редакции. Но они случаются нечасто. В основном, люди понимают, что без редакторского ока не обойтись. Может быть, поэтому радиопрограммы кемеровского отделения несколько лет активно поставлялись для местного вещания Радиоцеркви не только в Новосибирск, но и другие крупные города Хабаровск, Ижевск, даже в Москву 56.

Через год мое руководство предложило "кемеровцам" подыскать другого директора. В ответ коллектив единогласно проголосовал "за" старого. Я продолжил донимать людей своими рецензиями.

Однажды мой журналист в программе рассудил так: "Главное различие в том, какую роль отводят те и другие [имеются в виду католики, православные и протестанты] Священному Писанию. Хотя католики, православные и протестанты верят в богодухновенность Библии, но католики и православные считают, что помимо нее определяющее значение для веры и церковного служения имеют апокрифы, а также традиции, обряды. Протестанты же считают, что единственным руководством в вере и повседневной жизни христиан является Священное Писание 57. Поэтому они не принимают ряд установлений, основанных на преданиях и традициях".

Я попросил убрать данный текст из программы. Мне он показался не совсем грамотным. Поэтому для журналистов (и, прежде всего, для себя) пришлось провести небольшой ликбез.

Я выяснил, что отношение православных к апокрифам совсем другое.

Книга правил 58: "Наименование книг апокрифических, по переводу с греческого, значит, книги сокровенные. Еретики давали сие наименование составляемым ими подложным книгам, дабы лучше уверить, будто оные не вновь составлены, а только неизвестны были, как сокрываемые".

Можно только ошибочно называть апокрифами неканонические книги Ветхого Завета.

Итак, апокрифы в их настоящем значении Православная Церковь отвергает. В православном учебнике "История христианской церкви" повествуется, что Церковь исключила из священных книг Писания не апостольские и решительно отвергла все книги подложные и апокрифические, каковы, напр., Евангелия "от Евреев", "от Египтян", "Евангелие Фомы" и т.д. Была произведена огромная работа, ведь на момент создания канона в народе ходила масса таких книг. Известно около 50 названий только Евангелий, не говоря уже о деяниях, посланиях и апокалипсисах. Протестанты называют такие книги псевдоэпиграфами .

Далее. Действительно ли "единственным руководством в вере и повседневной жизни" у протестантов является Священное Писание? Только со стороны я увидел, что это не совсем так.

Надо сказать, что "Апостольского символа веры", который исповедуют евангельские христиане-баптисты, в Священном Писании нет 59. Но, тем не менее, баптисты говорят: "Апостольский символ веры лежит в основе нашего вероучения". Получается, что не только Библия в основании вероучения ЕХБ, но и часть Священного Предания. Более того, об этом символе веры "Христианское слово" Союза ЕХБ повествует: "Затем апостолы составили краткое вероучение, в котором более полно выражено учение Иисуса Христа и их понимание Его личности, жизни и значения". Вдумайтесь, в предании "более полно", чем в Св. Писании!

В журнале есть еще одна интересная мысль: "Мартин Лютер находил, что все три символа веры (Апостольский, Никео-Константинопольский (православный, как его еще иногда называют прим.авт.) и Афанасьевский (конец 5 в.)) выражают вселенское церковное веросознание". Значит, все-таки может "предание" выражать истину. Именно такое предание в Православии называется Священным (которое, прежде всего, включает в себя Священное Писание). Сам П.Б. Коновальчик (бывший председатель Союза ЕХБ) в интервью на страницах "Христианского слова" заявил, что "мы можем пользоваться преданиями для духовного назидания", и, правда, добавил: "но не в качестве основы вероучения". В этом же журнале И. Подберезский, доктор филол. наук, старший научный сотрудник Института востоковедения АНР (автор книги "Быть протестантом в России"), пишет:

"Есть верующие, которые полагают, что нужна лишь Книга книг Библия, надо просто верить и читать только ее, прочие же писания, они уверены, только усложняют дело. Казалось, такой подход не лишен здравого смысла. Однако уже первые христиане убедились, что без "дополнительных" писаний веру не сохранить и не отстоять. Отцы церкви разрабатывали учение о Троице, вели борьбу с ересями, сплачивали детей Божиих в одну христианскую семью. Со времен апостольских не прекращалась деятельность, которую сейчас принято называть писательской".

Термин "Троица" впервые введен во втором столетии св. Феофилом Антиохийским 60. А между тем, отвержение "доктрины о Троице" служит для баптистов "верным признаком" того, что они имеют дело с еретиками. Вот как бывает опасно отвергать Священное Предание! Кстати, в символе веры "Радиоцеркви" говорится, что "мы веруем в единого Бога, вечно существующего в трех ипостасях". Формула "един Бог в трех ипостасях" закрепляется в Церкви для всеобщего употребления только в шестом веке. Получается, что кредо "Радиоцеркви" тоже не обходится без Священного Предания.