On Hearing and Doing
молиться вместе. На ранних межцерковных
собраниях католикам было запрещено
молиться с другими; поэтому католики стояли
за дверью собрания в ожидании, что собрание
кончит молиться, и потом вступали и
садились на места для обсуждения темы; а
когда в конце предстояла молитва, все
католики выходили поспешно, чтобы только не
"оскверниться" общей молитвой. Теперь
этого нет; теперь они участвуют, порой
руководят общей молитвой, порой молятся
вместе с другими. Это же в том или ином виде
относится к разным другим группировкам;
атмосфера между христианами изменилась
колоссально благодаря экуменической
работе; но сближение сейчас, в широком
масштабе, в экуменическом движении как
таковом, уже отошло на второй план, – есть
слишком много иных тем. А в некоторых
странах (боюсь говорить о всех, но Англию я
знаю довольно-таки хорошо) все попытки
воссоединения пошли на снижение, то есть на
абсолютный минимум: если ты можешь сказать,
что веришь во Христа, хватит с нас; веришь ли
ты, что Он Бог, веришь ли конкретно в
Евангелие, веришь ли в Воскресение Христово
и т. д. – мы не будем тебя спрашивать; мы
только спросим: "Веришь ли во Христа?" И
на этих началах, конечно, не может быть
никакого воссоединения, которое бы чего-либо
стоило.
Сейчас
огромный кризис веры на Западе, конкретной
веры. Я вам могу дать примеры. Профессор
догматики в университете в Оксфорде
выпустил книгу, которая называется "Миф о
Воплощении", – он просто не верит в
Воплощение... Наша православная студентка
на богословском факультете в Лондоне
участвовала семинаре и что-то сказала о
Воскресении Христовом; профессор-англиканин
ей сказал: Не саботируйте собрание! Она