«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Содержание притчи следующее: один царь потребовал, чтобы его приближенные рассчитались с ним по своим долгам. При расчете выяснилось, что некто из них был должен царю колоссальную сумму денег: десять тысяч талантов. Талант — это древняя мера веса, равная приблизительно тридцати четырем килограммам. Как денежная мера талант мог измеряться в золоте или серебре. Если речь идет о золотых талантах, то указанная сумма в пересчете на современные деньги составляет около ста миллиардов рублей. Человек тот, конечно, не мог выплатить такую сумму, и согласно государственным законам подлежал продаже в рабство вместе со своей семьей. Но он стал упрашивать царя, и тот, сжалившись, простил ему весь громадный долг.

Однако посмотрим, что происходит далее. Выйдя от царя, прощенный должник встречает знакомого, который был должен ему сто динариев — сумму бесконечно меньшую, чем его собственный долг. И вот получивший прощение десяти тысяч талантов начинает требовать от должника, чтобы тот вернул ему сто динариев. Должник просит подождать, но он не захотел ждать и посадил его в долговую тюрьму. Товарищи посаженного пришли и рассказали о случившемся царю. Когда царь это услышал, то так разгневался, что изменил свое решение и повелел заключить своего должника в тюрьму — пока не выплатит ему все десять тысяч талантов. Таким образом, царь поступил со своим должником точно так же, как тот поступил со своим.

Эту притчу, братия и сестры, мы должны применить к себе. Смысл ее простой: каждый из нас по своим грехам является бесконечным должником перед Богом. Рассчитаться за греховный долг самостоятельно у нас нет никакой возможности. Есть только один выход — получить прощение у Бога. Но здесь действует такой закон: Бог прощает только в том случае, если и мы прощаем своих должников. Поэтому если мы хотим получить прощение десяти тысяч талантов, то и сами должны простить те сто динариев, которые нам должны наши обидчики, досадители и оскорбители. Такой смысл имеет эта притча.

Кто-нибудь, однако, может задать вопрос: а почему наша задолженность перед Богом так велика — десять тысяч талантов, неужели наших грехов настолько много? Ведь мы, кажется, никого не убивали, не грабили, откуда же у нас такой огромный долг? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего нужно вспомнить о том, что сделал и что претерпел Христос ради нас и нашего спасения. Царь Небесный, на Которого Ангелы не могут смотреть, пришел в мир, стал человеком и жил среди людей — грешников и злодеев. Он не имел никакой нужды приходить на землю и сделал это только по любви к нам. Вместо благодарности за эту любовь Он претерпел от людей гонения, оскорбления, неправедный суд и крестную казнь. Ради нас Он отдал всего Себя, всего Себя принес в жертву. Казалось бы, после этого Он может ожидать от Своих последователей, от христиан, того же самого — полной отдачи себя. Но увы, большинство из нас не хотят отдавать себя Христу. Только святые Ему полностью себя отдали. Мы же, напротив, большую часть нашего времени, наших сил и способностей отдаем или страстям и удовольствиям, или земным заботам и попечениям.

Таким образом, за бесконечную любовь и жертву Христа мы не воздаем Ему ответной жертвой. Происходит это по причине нашего эгоизма. А ведь самое страшное преступление — это преступление против любви. Такое преступление является предательством, изменой, прелюбодеянием. Что-то подобное совершил в Раю прародитель Адам, когда послушал не Бога, а змея. Такое же преступление совершаем и мы — предаем Бога и слушаем змея. Адам за свое преступление был изгнан из Рая. И мы за свой эгоизм достойны того же — изгнания из Царства Небесного, ибо не отвечаем на бесконечную любовь и жертву Христа, пренебрегаем ею, попираем ее. Попирая же любовь Божию, мы бесконечно виноваты перед Богом, даже если никого не убивали и не грабили.

Кроме этой вины, мы имеем еще множество других грехов (нередко тяжких) и совершаем их каждый день и каждый час в течение всей жизни. Некоторые из нас так привыкли к своим грехам, что почти перестали их замечать. Между тем наш долг перед Богом постоянно растет и достигает огромной величины. Даже в том случае, если мы не совершаем тяжких грехов, а только повседневные и, как нам кажется, извинительные, то и тогда наше греховное бремя бесконечно велико, ибо какая разница, висят ли у нас на шее несколько больших камней или мешок с песком?

По словам одного известного иерарха, долг человека перед Богом бесконечен еще и потому, что, совершая грехи, человек разрушает себя, а ведь каждый человек — это образ Божий, живая икона Бога. Мы с благоговением относимся к святым иконам, но почему-то часто забываем, что человек — несравненно большая ценность для Бога, чем любая, самая почитаемая чудотворная икона. Образ Божий в человеке бесценен, его не стоит вся вселенная, он несет в себе все дары и совершенства, которые вложил в нас Создатель. И вот это бесценное сокровище, эти дары и совершенства мы безжалостно разрушаем и разбазариваем на грех, подобно как беспутный сын расточает на порочную жизнь доставшееся ему от отца имение.