«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить, что Господь наш пришел в мир ради спасения не одного только человека, но и всей твари, всего творения Божия. Это видно, например, из слов апостола Павла, который говорит, что все творение стенает и мучится из-за падения Адама и что оно ожидает избавления от рабства смерти. При падении Адама вместе с человеком повредился и стал тленным весь мир, вся вселенная. Это понятно: ведь Адам был царем творения, он возглавлял его, и когда подпал под власть диавола и смерти, то увлек за собой под эту власть все, что было ему подчинено, то есть весь мир. Через падение Адама в мире воцарились смерть и тление. Как люди, так и прочие твари — звери, птицы, рыбы — стали смертными. До падения же Адама так не было, ибо Бог не сотворил смерти ни для человека, ни для живой природы. По словам святителя Феофана Затворника, «тварь, как и человек, сотворена прекрасной, доброй и чуждой смерти. Отдана она во власть человеку, как царю ее, для того, чтобы тот, будучи сам чист, свят и бессмертен, поддерживал ее и хранил в чистоте и добре».

Богословы говорят, что Адам должен был возглавить сотворенный мир и привести его к Богу. Но Адам разрушил этот Божественный план: он пал и увлек за собой в падение все творение, весь космос. Вместо того чтобы привести его к Богу, он, наоборот, увел его от Бога далеко-далеко. Однако Господь не оставил Свое творение в состоянии падения и смерти. Он по-прежнему хотел привести его к Себе. Для того чтобы это осуществить, Он избирает теперь другой план: хочет Сам стать человеком, чтобы прийти на землю и Самому исполнить то, чего не исполнил Адам. Таким образом, можно говорить, что Христос есть как бы Второй Адам. Первый Адам был родоначальником ветхого человечества, зараженного грехом и смертью. А Христос, Второй Адам, явился родоначальником нового человечества. Новое человечество — это те, кто верует во Христа и идет за Ним. Новое человечество в свое время будет избавлено от рабства смерти. И вместе с ним от этого рабства будет избавлено все творение, вся живая природа.

О том, что избавления от смерти ожидают не только люди, но и живая природа, писал в послании к Римлянам апостол Павел. По его словам, тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих — то есть того времени, когда люди, усыновившись Богу, получат свободу от смерти. Комментируя эти слова, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как тварь сделалась тленной, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

Итак, пришествия Христа в мир ожидало все творение, не только люди, но и животные, ибо Христос пришел не только к нам, но и к ним тоже. Конечно, кто-то может возразить, что животные не имеют разума и потому не могут понимать и сознавать пришествие Христа так, как сознают и понимают его люди. Это, конечно, верно, однако нужно сказать, что, не имея человеческого разума, животные имеют другие познавательные способности, например инстинкт, чутье, интуицию, которыми они нередко могут чувствовать и точно знать то, чего даже люди не знают и не чувствуют. Поэтому можно нисколько не сомневаться, что животные, когда встречали Христа, то сразу узнавали в Нем своего Создателя. Ведь если дикие звери оказывали почтение и любовь святым — вспомним преподобного Серафима с медведем, — то тем более такую любовь и почтение они имели ко Христу, своему Царю и Создателю.

Следует также сказать, что встречи с животными, конечно, желал и Сам Христос. Ведь Он был их Создателем и потому любил их, как художник любит свое творение. Встретиться с ними во время Своего общественного служения Спаситель не мог, так как Его всегда окружало множество людей. Практически единственное время, когда Он был один, — это Его сорокадневный пост в пустыне. Только там и могла состояться их встреча.

Таким образом, получается, что Христос пришел к животным даже раньше, чем вышел на проповедь к людям. И в этом тоже есть глубокий смысл. Ведь Господь, когда создавал наш мир, создал животных раньше, чем человека. Подобно этому Он поступает и теперь, при воссоздании мира: идет снизу вверх, от животных к человеку.

Итак, Спаситель удаляется в пустыню, чтобы сотворить брань с сатаной. И там, в пустыне, к Нему приходят ее обитатели — дикие звери. Они узнают в Нем своего Создателя, пришедшего избавить создание от страданий и смерти. Позднее подобным же образом приходили животные ко многим святым отшельникам, которые, подражая Христу, удалялись в пустыню для брани с сатаной. С этими животными святые часто имели общение, что неудивительно, ибо, по слову старца Паисия Святогорца, тот, кто имеет в себе любовь Христа, легко может объясниться не только со всеми миллиардами людей, с язычниками и варварами, но и с дикими зверями.