«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, пришествия Христа в мир ожидало все творение, не только люди, но и животные, ибо Христос пришел не только к нам, но и к ним тоже. Конечно, кто-то может возразить, что животные не имеют разума и потому не могут понимать и сознавать пришествие Христа так, как сознают и понимают его люди. Это, конечно, верно, однако нужно сказать, что, не имея человеческого разума, животные имеют другие познавательные способности, например инстинкт, чутье, интуицию, которыми они нередко могут чувствовать и точно знать то, чего даже люди не знают и не чувствуют. Поэтому можно нисколько не сомневаться, что животные, когда встречали Христа, то сразу узнавали в Нем своего Создателя. Ведь если дикие звери оказывали почтение и любовь святым — вспомним преподобного Серафима с медведем, — то тем более такую любовь и почтение они имели ко Христу, своему Царю и Создателю.

Следует также сказать, что встречи с животными, конечно, желал и Сам Христос. Ведь Он был их Создателем и потому любил их, как художник любит свое творение. Встретиться с ними во время Своего общественного служения Спаситель не мог, так как Его всегда окружало множество людей. Практически единственное время, когда Он был один, — это Его сорокадневный пост в пустыне. Только там и могла состояться их встреча.

Таким образом, получается, что Христос пришел к животным даже раньше, чем вышел на проповедь к людям. И в этом тоже есть глубокий смысл. Ведь Господь, когда создавал наш мир, создал животных раньше, чем человека. Подобно этому Он поступает и теперь, при воссоздании мира: идет снизу вверх, от животных к человеку.

Итак, Спаситель удаляется в пустыню, чтобы сотворить брань с сатаной. И там, в пустыне, к Нему приходят ее обитатели — дикие звери. Они узнают в Нем своего Создателя, пришедшего избавить создание от страданий и смерти. Позднее подобным же образом приходили животные ко многим святым отшельникам, которые, подражая Христу, удалялись в пустыню для брани с сатаной. С этими животными святые часто имели общение, что неудивительно, ибо, по слову старца Паисия Святогорца, тот, кто имеет в себе любовь Христа, легко может объясниться не только со всеми миллиардами людей, с язычниками и варварами, но и с дикими зверями.

Имея в себе эту любовь, святые легко могли общаться с животными, и даже не просто общаться, но завязывать с ними определенные взаимовыгодные отношения. Вспомним, например, как преподобный Сергий кормил приходящего к нему медведя и как преподобному Павлу Фивейскому ворон в пустыне приносил хлеб. Вспомним, как лев помог святому Зосиме Финикийскому доставить груз в город и как другой лев, живший у Герасима Иорданского, охранял возившего воду осла. И ведь, кстати сказать, лев святого Герасима жил в той самой Иорданской пустыне, где за несколько веков до него встречался со зверями Христос. Как знать, не был ли он потомком тех львов, которых благословил тогда Господь?

Слушая все это, кто-нибудь может спросить: имел ли Христос какое-либо общение с животными в пустыне? Евангелие об этом ничего не говорит. Но можно ни на одну минуту не сомневаться, что если святые могли общаться с дикими зверями, то тем более мог Господь. Ведь Тот, кто создал их, конечно, знал, как объясниться с ними, знал, как и что им сказать.

Встреча Христа с животными имеет еще и другой глубокий смысл. Ранее уже говорилось, что Христос — это Второй Адам. Первый Адам был поставлен царем над всем творением. В книге Бытия описано, как Господь привел к Адаму сотворенных животных, чтобы он дал им имена. Это говорит о том, что животные были послушны Адаму и любили его. Но когда Адам пал, он утратил свое царское достоинство, и отношение животных к человеку изменилось самым плачевным образом. Суть этой перемены святитель Игнатий Брянчанинов описывает так: «Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу. Они вступили во враждебные отношения к нему. Одних он покоряет себе насильно и содержит в повиновении себе насильно; с другими он во вражде и войне непримиримой и убийственной. Весьма-весьма немногие породы остались приверженными к нему, как бы грустный памятник и образец прежней всеобщей любви; большинство удалилось и укрылось от него в дремучие леса, в обширные степи, в ущелья гор и темные пещеры. Дикие и неприязненные взоры кидают они на прежнего обладателя своего, когда неожиданно встретятся с ним. Они как бы видят в нем преступника, врага Божия: одни быстро бегут от него, другие с остервенением кидаются на него, чтобы растерзать его».