«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ простой: мы должны относиться к животным по-доброму, любить и по возможности помогать им. Блажен, кто и скоты милует, говорит Священное Писание. Ведь если мы любим Бога, то, конечно, должны любить и все, что Им создано, все творение Божие. Примером здесь опять-таки являются святые отцы, которые любили животных и часто имели с ними самую настоящую дружбу. Так, например, из жизнеописания старца Паисия Афонского, святого нашего времени, видно, что он дружил с самыми разными животными и птицами. Старец говорил: «Дикие животные — это очень любочестные создания. У диких животных я нашел больше любочестия, чем у многих людей. Лучше дружить с животными, чем с людьми мира сего. Если — после Бога — ты хочешь иметь истинного друга, то подружись со святыми. Если же у тебя нет друзей святых, то дружи с дикими животными».

Итак, братия и сестры, учась во всем у святых, будем подражать им и в том, как они относились к животным. Конечно, у нас чаще всего нет возможности дружить с ними так, как дружили они. Но постараемся, по крайней мере, ничем не обижать животных, постараемся по-доброму к ним относиться, постараемся научиться их любить — любить все то, что, подобно нам, было создано Богом. Аминь.

Успение Божией Матери

Успение Божией Матери есть один из самых великих праздников Церкви. Он входит в число так называемых двунадесятых праздников, и в среде верующего народа его называют Богородичной Пасхой. На Руси это праздник пользовался великим почитанием, и ему были посвящены древнейшие русские храмы: Успенская церковь в Киеве, Успенские соборы во Владимире и Москве. Из этого видно, что Русь не зря называли «домом Пресвятой Богородицы», ибо именно Божией Матери русский народ неизменно посвящал свои главные храмы, чувствуя Ее особенное участие в судьбах родной земли.

События праздника Успения таковы. После Вознесения Христа Его Пречистая Матерь осталась на земле одна — без возлюбленного Своего Сына. Эта разлука причиняла великие страдания Ее душе. Она безмерно скучала по Христу, Своему Сыну и Богу. Мы не можем себе представить Ее страданий, потому что мало любим Бога и никогда не видели Христа. Преподобный Силуан Афонский говорит, что человек, хотя бы однажды видевший Христа, но после с Ним разлучившийся, бывает объят великой скорбью и желанием вновь обрести Его, вновь увидеть пречистый Его Лик. Так, например, преподобный Серафим после явления ему Спасителя, подъял на себя великий подвиг — тысячу дней простоял на камне, чтобы снова увидеть Господа.

Но Матерь Божия любила Христа больше чем преподобный Серафим, больше чем все святые, больше чем пламенеющие любовью к Богу Ангельские силы. Поэтому и страдания Ее и скучания о Христе были велики и непостижимы для нас. «Божия Матерь, — говорит преподобный Силуан, — не предала Писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов и Ей удивляются все небесные силы Ангелов и Архангелов». В Священном Писании действительно совсем немного говорится о Божией Матери, и это потому, что Сама Пречистая Дева, будучи выше всех не только в любви, но и в смирении, не пожелала прославлять Себя и предавать Писанию Свою жизнь.

Скучая и скорбя о разлуке со Христом, Матерь Божия часто ходила в Иерусалиме на то место, где Она видела Его последний раз — на Елеонскую гору, откуда много лет назад Он вознесся на небо. Здесь Она проводила время в уединении и молитве. Церковное предание говорит, что часто на этом месте Она молилась о том, чтобы Ей скорее выйти из мира, соединиться со Христом и пребывать с Ним неразлучно. И вот во время одной из таких молитв Ей предстал Архангел Гавриил и сказал, что исполняется Ее желание и что через три дня Она перейдет с земли в вечность. Нужно сказать, что Архангел Гавриил являлся Пресвятой Деве не один раз. Много лет назад в Назарете он принес Ей благую весть, что Она родит Христа, Сына Божия. На этот раз он тоже принес Ей благую весть — что через три дня Она перейдет на небо и будет пребывать со Христом, Своим Сыном и Богом, вечно.