«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

События праздника Успения таковы. После Вознесения Христа Его Пречистая Матерь осталась на земле одна — без возлюбленного Своего Сына. Эта разлука причиняла великие страдания Ее душе. Она безмерно скучала по Христу, Своему Сыну и Богу. Мы не можем себе представить Ее страданий, потому что мало любим Бога и никогда не видели Христа. Преподобный Силуан Афонский говорит, что человек, хотя бы однажды видевший Христа, но после с Ним разлучившийся, бывает объят великой скорбью и желанием вновь обрести Его, вновь увидеть пречистый Его Лик. Так, например, преподобный Серафим после явления ему Спасителя, подъял на себя великий подвиг — тысячу дней простоял на камне, чтобы снова увидеть Господа.

Но Матерь Божия любила Христа больше чем преподобный Серафим, больше чем все святые, больше чем пламенеющие любовью к Богу Ангельские силы. Поэтому и страдания Ее и скучания о Христе были велики и непостижимы для нас. «Божия Матерь, — говорит преподобный Силуан, — не предала Писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов и Ей удивляются все небесные силы Ангелов и Архангелов». В Священном Писании действительно совсем немного говорится о Божией Матери, и это потому, что Сама Пречистая Дева, будучи выше всех не только в любви, но и в смирении, не пожелала прославлять Себя и предавать Писанию Свою жизнь.

Скучая и скорбя о разлуке со Христом, Матерь Божия часто ходила в Иерусалиме на то место, где Она видела Его последний раз — на Елеонскую гору, откуда много лет назад Он вознесся на небо. Здесь Она проводила время в уединении и молитве. Церковное предание говорит, что часто на этом месте Она молилась о том, чтобы Ей скорее выйти из мира, соединиться со Христом и пребывать с Ним неразлучно. И вот во время одной из таких молитв Ей предстал Архангел Гавриил и сказал, что исполняется Ее желание и что через три дня Она перейдет с земли в вечность. Нужно сказать, что Архангел Гавриил являлся Пресвятой Деве не один раз. Много лет назад в Назарете он принес Ей благую весть, что Она родит Христа, Сына Божия. На этот раз он тоже принес Ей благую весть — что через три дня Она перейдет на небо и будет пребывать со Христом, Своим Сыном и Богом, вечно.

Одним из последних желаний Пресвятой Девы было увидеть до Своего Успения апостолов — учеников и сподвижников Ее Божественного Сына. Однако они в то время возвещали миру свет Евангелия и находились далеко от Палестины. И вот по молитве Божией Матери все апостолы, кроме Фомы, были сверхъестественным образом перенесены в Иерусалим, где собрались в Ее доме, на горе Сион, и пребывали с Ней в последние дни Ее земной жизни.

Как и предрек Архангел, Успение случилось в третий день. Внезапно горница, где находилась Пресвятая Дева и апостолы, озарилась великим светом. Все наполнилось неземным благоуханием, стены горницы исчезли, и они увидели Христа с небесными Силами, идущего к ним в великой славе. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудное явление и видели, как душа Божией Матери разлучилась с телом и ее принял на Свои руки Сам Христос. Как некогда Она носила Его на руках, когда Он пришел в Ее мир и был Младенцем, так теперь Он принял Ее на руки, когда Она восходила в Его горний мир. Апостолы смотрели, как душа Божией Матери на руках Христа, в окружении Ангельских сил взошла на небо. Будучи осияны небесным светом, они, как некогда на Фаворе, долгое время находились как бы в исступлении. Когда же они пришли в себя, то с плачем окружили тело Богородицы, лицо Которой после Успения сияло, как солнце. Затем ученики с честью и славой погребли в Гефсимании Ее пречистое тело, от которого исходила великая Благодать, так что многие принимавшие участие в погребении исцелялись от своих болезней. Апостолы находились при гробе Богоматери трое суток, пребывая в непрестанной молитве день и ночь.

На третий день в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он пришел к гробнице и много сокрушался, что не присутствовал при Успении и при явлении Христа. Тогда прочие апостолы, желая его утешить, открыли гробницу, чтобы он мог поклониться пречистому телу Богоматери. Но когда гробницу открыли, то увидели, что тела уже нет, а лежит только погребальная плащаница, от которой исходило неизреченное благоухание. Целуя эту плащаницу, апостолы просили Бога и Матерь Божию открыть им тайну Ее Успения. И вот вечером, во время трапезы, их осиял небесный свет, и они увидели Пресвятую Деву, Которая стояла как бы на воздухе и была окружена Ангельскими силами. «Радуйтесь! — сказала Богородица апостолам. — Ибо Я с вами во все дни». Тогда они поняли, что, подобно Христу, Матерь Божия воскресла в третий день и с пречистым Своим телом взошла на небо. После этого апостолы снова пошли ко гробу и взяли оставленную там благоухающую плащаницу как неложное свидетельство восстания из гроба тела Богородицы.

Успение Божией Матери для апостолов и иерусалимских христиан было событием одновременно и печальным, и радостным. Печаль они испытывали, потому что разлучались с Ней, хотя и на время, но разлучались. Однако испытывали они и великую радость, которая рождалась от осознания смысла и значения всего, что произошло. Ведь трехдневное воскресение и вознесение Божией Матери означало Ее вечное прославление на небе, восхождение к Божественному бытию, воцарение над небом и землей. Подобно тому как Христос, воскреснув из мертвых, был прославлен по человеческой природе, воцарился над мирозданием, стал Небесным Царем, имеющим всякую власть на небе и на земле, — подобно и Матерь Божия после Успения и восшествия на небо стала Царицей Небесной, Царицей всей твари, Которой также дана великая власть над всем мирозданием. И это означает, что теперь у нас на небе есть Мать, родная нам по человеческой природе, бесконечно любящая нас и имеющая великое дерзновение ходатайствовать за нас, спасать и помогать нам.