О вере во Христа (тысячелетний путь русского православного народа со Христом)

Предисловие

Да не смущается сердце ваше: Веруйте в Бога и в Меня веруйте Ев. от Иоан. 14, 1 "Я и Отец - Одно" Иоан. 10, 30 Умом Россию не понять Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев. В жизни русского православного народа должно быть отведено свое место как жизни государственной, хозяйственной, технической, социальной, так и жизни духовной, религиозной, православной, ибо природа человеческая двойственна - материальная и духовная, в чем каждый может легко удостовериться и самонаблюдением, и опытом. Одно дело - ум, чувство и воля, другое дело - физические свойства и потребности. Вполне принимая советский хозяйственный и государственный строй, мы не можем игнорировать духовные потребности, свойства человеческой природы русского человека, законы и потребности которой определяются и регулируются духовной природой человека, словом Божиим и Церковью. Различение в русском народе этих двух элементов человеческой природы - духовного и физического - ни в коем случае не может помешать полноте жизни русского человека, и, наоборот, игнорирование того или другого элемента отразится на его жизни уродливой однобокостью, которой, конечно, необходимо избежать [1]. Таково наше искреннее убеждение. Настоящая рукопись написана в защиту православия как неизменного основания духовной жизни русского православного народа независимо от формы государственного и социального устройства его жизни ^

О праве верующих в Бога жить по закону своей веры не только в личной, но и в общественной жизни

В настоящее время поставленный вопрос является самым существенным и основным вопросом человеческой жизни, в том числе и жизни русского народа, верующего и православного, ибо никогда еще вера и христианство не подвергались такому глумлению со стороны неверующих, как в наши дни, если не считать первохристианской эпохи - первых столетий существования христианства. Мы не понимаем, не видим никакого разумного основания к тому, чтобы стеснять людей, препятствовать им и лишать их возможности удовлетворять свои религиозные нужды по правилам их вероисповедания. Мы и не понимаем, почему русские верующие люди должны быть лишены права и возможности обновлять и строить храмы, издавать книги религиозного содержания, журналы и газеты, учить своих детей молитвам, общецерковному пению, священной истории, устраивать религиозные процессии (например. Крещенское водосвятие или Крестные ходы с чудотворными иконами - Казанской, Курской, Горбановской и другими) и собирать верующих на молитву колокольным звоном? [1]. Не дело государственной власти по партийным интересам вмешиваться в религиозную жизнь народа. От этого религиозное чувство народа может только принять уродливый характер или лицемерной набожности или притворного безбожья. И в том, и в другом случае религия становится мучительным бременем для народа. Руководство религиозной жизнью верующих должно принадлежать не государственной власти, которая может состоять из людей неверующих или принадлежащих к другому вероисповеданию, а самим верующим и их церковной иерархии, и совершаться по правилам и обычаям их собственного религиозного вероисповедания. Если этот естественный порядок нарушается, то неизбежно возникают печальные последствия этого насилия: духовное разложение, опустошение и одичание человеческой личности, а затем разложение нации, государства и, наконец, крушение государства, что мы и видим на многочисленных примерах древних и новых народов. Спастись от этой участи, сохранить свой духовный облик, отстоять свою духовную самобытность ни народ, ни отдельная личность не могут, иначе, как сохранив самое ядро своего существа, свою верующую душу, осознав угрожающую опасность, воспрянув духом, почувствовав в себе силу и мужество, твердо и сознательно встать на защиту своих вековых духовных святынь, конечно, не силой оружия (она в этом случае ничтожна), а силой верующего чувства подобно первым христианам. Говоря о защите своих духовных святынь, мы отнюдь не разумеем вооруженную защиту своей веры. Разве первые христиане оружием отстояли свою свободу веры? - Не оружием, а мученическим подвигом, несмотря на то, что уже тогда они составляли огромное большинство в империи, и по свидетельству церковного писателя III века уже в это время христиане переполняли и сенат, и армию и другие государственные организации. Не извне, и не в вооруженной силе надо искать спасение [2]. Посторонняя помощь всегда своекорыстна. Спасения надо ожидать только от Бога, в глубине своего верующего сердца. Так и было в первые века, когда христиане, выдерживая трехсотлетнее гонение и мучения со стороны язычников, в конце концов, силою веры, молитвы и терпения отстояли свою религиозную и богослужебную свободу. Так было и в последующий период Вселенских Соборов, когда Церковь после многих и тяжких испытаний и жертв, отстояла чистоту православия от еретических вымыслов и формулировала свою православную веру в 12 членах своего Никео-Цареградского Символа Веры. И в том, и в другом случае победа над язычеством и ересями была достигнута только терпением и верой святых мучеников, мучениц и Святых Отцов Православной Церкви, их мужеством и непоколебимостью в исповедании своей веры. Вспомним хотя бы труды и испытания св. Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста. Подобное же в известной степени можно сказать о религиозной самозащите православных христиан в Южной и Западной России в эпоху унии, южных христиан, да и о русских старообрядцах, силой верующего духа сохранивших в XVI, XVII и XVIII веках права на свои церковные обычаи и на свою веру. Иного способа религиозной самозащиты от натиска безбожия, неверия и ереси, владеющих государственной властью, не может быть для верующих христиан и в наши дни. "В терпении вашем спасайте души ваши", - учит святой Апостол. А если бы этот выход и показался возможным и привлекательным при помощи той или другой внешней силы, то это был бы только, как мы уже сказали, самообман - такая защита оказалась бы призрачной и обратилась бы не в нашу пользу, а в пользу защитников. Не от силы материального оружия и не от помощи внешних защитников может прийти спасение русского народа от безбожия, а только от его собственной духовной силы, от силы его собственного верующего духа. Этой силой, при укрепляющей помощи Божией одержит вера победу над неверием. Говоря все это, мы отнюдь не отрицаем и не умаляем разумного взаимодействия между Церковью и государством и разумного государственного воздействия на религиозную жизнь народа. Мы только утверждаем, что основное значение в этой области принадлежит духу верующего народа, а никак не мерам государственной власти. Вспомним хотя бы взрыв храма Христа Спасителя в Москве, в сооружении которого, как известно, не играли никакой роли политические соображения, а одно только благодарное чувство к Богу великого русского православного народа. Зачем понадобилось это изуверство и глумление над народным чувством? Это было писано в 20-х гг. ^ Писалось в годы немецкого натиска ^

Только религиозное мировоззрение объясняет человеку его место в мире

Основываясь на примере и опыте русского народа, мы со всей определенностью утверждаем, что только религиозное мировоззрение, и тем более мировоззрение христианское, строго православное, создает глубокую, здоровую и непоколебимую основу жизни как отдельного верующего человека, так и целого народа. И это понятно. Только религиозное мировоззрение ставит человека в ясную и определенную связь с мировым началом жизни, указывает человеку его место в жизни. Не имея религиозного мировоззрения, не сознавая своей связи с высшим мировым началом жизни, как может человек понять свое место и свое назначение в мире и в жизни? Спросите любого материалиста-безбожника (я сам был таковым в пятом классе гимназии) что такое человек? И для чего он существует? Вы не услышите от него не то что исчерпывающего, а просто ясного, определенного ответа. Он заговорит о происхождении человека путем естественного отбора в борьбе за существование как необходимом условии мирового прогресса, о переживаниях приспособленнейших и т.д.; объяснит вам органический и химический состав человеческого тела. Все это очень интересно и прекрасно, но разве это ответ по существу на вопрос о смысле и цели человеческого бытия, о назначении человека, о том, что такое человеческая душа, какова ее связь с телом, возможно ли ее самостоятельное существование? Ни материалисты, ни атеисты, ни позитивисты - на все эти вопросы не дадут вам никакого определенного ответа. Они дадут вам наставление, скажут что вы интересуетесь "глупостями", "туманной философией", что важно совсем не то, для чего создан человек, а то, как он произошел и т.д., и т.д. Действительный, определенный и разумный ответ о смысле человеческой жизни дает только религия, связывая человеческое существование с вечностью, с вечным мировым началом жизни и в нем усматривая вечный, мировой, разумный смысл человеческого существования. Какую религию мы ни возьмем, все они стремятся объяснить вечный смысл человеческого бытия, без понимания которого человек не может жить разумно. Только имея веру в вечное, мировое начало жизни можно понять и назначение свое в мире, и свое место в нем, и смысл всего существующего. Эта истина подтверждается историей и опытом всех людей и всех народов. Можно, конечно, спорить об истине тех или иных религиозных учений, но нельзя не признать того, что каждое из них стремится дать ответ на самый важный и необходимый для каждого человека вопрос о смысле и цели его земного существования. Оставаясь без этого ответа, атеисты остаются в пустоте, а если не в пустоте, то, значит, скрывают имеющийся у них ответ. Когда же в отдельных людях, в том или ином народе начинает колебаться или затмеваться религиозное сознание, тогда неизбежно начинается в них общее разложение культуры, за которым следует развал и разрушение самой их государственности. От народа отходит скреплявший его дух единой веры, начинается духовная, а затем - гражданская дряблость, разобщенность, внутренняя партийная борьба и разрушение единого целого. Исторический опыт всех народов - евреев, египтян, греков, римлян и современных нам народов подтверждает справедливость сказанного. Такая же судьба готовится и русскому народу, если он не сумеет удержаться на твердом основании своей православной веры. Но для него возможен еще и иной, более ужасный исход, предсказанный Апокалипсисом. Это - переход от Христа на сторону Его будущего противника - Антихриста. Эта возможность связана с такими ужасными последствиями, что о ней страшно и думать. И, может быть, Господь помилует и спасет нашу Родину и наш народ от ужасной участи - быть орудием в руках дьявола в его борьбе со Христом и с Богом! И наш народ не отречется от своей православной христианской веры и крепко в ней утвердится!

Православный Символ Веры как выражение религиозного сознания православного русского народа

Тысячу лет тому назад, при святом равноапостольном князе Владимире русский народ принял христианскую веру. Он принял ее главным образом по доверию к Великому князю и к его бабке, св. Ольге, но не только поэтому. Его привлекали и сама христианская вера, сам Христос, Божия Матерь, святые мученики, Отцы Церкви, подвижники. Проповедники христианской веры посещали Русскую землю с апостольских времен. На ней побывали апостол Павел, апостол Андрей Первозванный со своими учениками и спутниками. При Владимире христианская вера стала нашим всенародным достоянием, основанием жизни не только отдельных верующих, но и принципом жизни всего русского народа. Русская земля стала землею Святорусскою. В православном Символе Веры нашло свое выражение христианское самосознание русского народа. Вместе с Евангелием, с псалтирью, с житиями святых, с писаниями Отцов Церкви, с церковными песнопениями Символ Веры выразил и направил нашу православную христианскую мысль, установил наше отношение к Богу, к людям и к жизни. Если это и не было у всех совершенно ясно и отчетливо осознанным и сформулированным миросозерцанием, во всяком случае, это было глубоко живущим в тайниках души двигателем и вдохновителем совести и поведения верующих русских людей. Плохо это было или хорошо, разумно или неразумно, удачно или неудачно - это показала вся последующая жизнь русского народа, его тысячелетняя история и духовный облик, сложившийся под влиянием Православной Церкви и примеров православных святых. Русский народ создал единственную в мире страну не только по размерам, но и по нравственному ее облику, сохранив добрые отношения со всеми многочисленными народами, вошедшими в состав его государства; и такие же добрые отношения он стремился поддерживать со всеми другими народами его окружающими. Для русского народа, проникнувшегося духом христианства, не существовало и не существует народа и племен презираемых, ненавистных, нетерпимых и гонимых. Он стоит на широком основании христианской любви. В каждом человеке он умеет находить и видеть образ Божий. У него широкое, вместительное сердце. И это дала, этому его научила не только данная ему Богом природа, но и его святая православная вера, христианство в его чистейшем выражении без примеси человеческих домыслов, изменений и дополнений. Мы глубоко и любовно воспринимаем примеры и заветы мучеников, наставления святых отцов и подвижников Церкви, своих собственных святых, Христа-ради юродивых и старцев. Особенно же мы почитаем близких нам по духу святых - святителя Николая, святых великомучеников Георгия и Пантелеймона, святых великомучениц Варвару и Екатерину, святую равноапостольную Нину, св. Алексея (человека Божия), св. Филарета Милостивого, св. пророка Илию, а из наших русских - преп. Сергия Радонежского, преп. Антония и Феодосия Печерских, преп. Засиму и Савватия Соловецких, преп. Сергия и Германа Валаамских, святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иосифа Белогородского и всех других святых и подвижников, юродивых и странников, своей жизнью, наставлениями и беседами, осветивших, осмысливших и указавших русскому народу образ и путь христианской святости, научивших его каяться и молиться. Конечно, русский народ не святой народ. В его жизни и в его душе много нечистоты и грязи. Но он знает, где находится и в чем состоит подлинная правда и святость. Его не обманешь фальшивой напускной святостью. Он тонко отличит истину от лжи во всяком человеке. И в то же время он ничем и нисколько не застрахован от того, что он не предпочтет дьявольский путь зла Христовому пути добра и правды. Примеры Разина и Пугачева с их товарищами это ясно показывают. Не можем не отметить и еще одного обстоятельства в исторической судьбе русского народа - его исключительное и замечательное географическое положение между Европой, Азией и Америкой, на необъятных просторах Европейской России и Северо-Восточной Азии.

Такое международное положение русского народа в связи с особенностями его собственной культуры, с одной стороны, делает ему близкими и понятными все эти разнообразные по культуре народы, а с другой - отмежевывает его от них, обязывает его понимать, любить и беречь свои собственные духовные особенности, свой собственный духовный облик и свой особый жизненный путь. Этим определяется необычное, загадочное, но и чрезвычайно важное назначение русского народа в судьбах и в жизни европейских и азиатских народов, не теряя своей самобытности и своего особого пути, быть духовным связующим узлом и центром мировой жизни в будущих неведомых, загадочных судьбах и обстоятельствах человеческой истории.

Русское народное восприятие христианства и его отображение в русской художественной литературе

Рассмотрим ближе духовный облик русского народа в свете его религиозного самосознания и его отображения в русской художественной литературе. Русский народ, повторяем это снова, воспринял христианство не только как внешний обряд (хотя и это, конечно, было), не только как совокупность отвлеченных догматов (что также, конечно, не могло не быть), не как правило внешнего нравственного поведения (хотя и это несомненно было), одним словом, он принял христианство не как нечто внешнее и формальное. Он принял его как живой и цельный образ Христа, глубоко его потрясший и глубоко запавший в его душу, как образец высочайшей святости, как источник святости, т.е. высшей божественной правды и красоты. Он принял Христа как живую, конкретную святыню сердца, пленившую его душу; принял Его всей душой, с величайшим благоговением, с сознанием своего недостоинства и окаянства, своей величайшей греховности и нечистоты; принял Его как воплощение божественной правды и непорочности, добра, милосердия и высочайшей святости. В таком именно восприятии Богочеловека и заключалась сущность нашего русского народного, православного восприятия христианства. Правильно это было или неправильно, но это было именно так, о чем свидетельствует и подтверждает наша художественная литература, наши писатели - Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Никитин, Алексей Толстой, Тургенев, Островский, Левитов, Златовратский, Успенский, Гаршин, Короленко, Щедрин, Л. Н. Толстой и другие. Особенно глубоко и проникновенно это восприятие Христа русским народом было отмечено и передано Достоевским, который во всех своих произведениях возвращается к излюбленной теме о Христе и говорит о себе самом, что "Христос всю жизнь его мучил". Мучил Христос всю жизнь и Л. Н. Толстого, может быть еще больше, нежели Достоевского, только мучил по-другому. Так же как и Достоевский, Толстой постоянно думает о Христе, постоянно возвращается к Нему не только в своих больших произведениях, но и в мелких рассказах ("Хозяин и работник"), в рассказах для народа. После всех своих юродств и бесчинств Толстой пришел умирать в Оптину Пустынь к сестре монахине в Шамордино, и они оказались ему роднее и ближе по духу его ближайших учеников и последователей. Об известном русском писателе, Николае Гавриловиче Чернышевском, авторе нашумевшего романа "Что делать" и курса политической экономии, жители Саратова, откуда Чернышевский был родом, где он доживал свои последние годы после ссылки, рассказывают, что он, будучи в молодости неверующим, под конец жизни, проживая в Саратове, не пропускал ни одного воскресения, чтобы не прийти в церковь и не подать просвирку "о здравии" и "за упокой". Ничего предосудительного в этом, конечно, не было, но это показывает, как меняется с годами наше самосознание и как углубляется наше понимание жизни. Все это показывает также, что русский народ во всех своих классах, образованных и необразованных, чувствовал, видел и понимал во Христе, в Евангелии, в Церкви высшую правду, хотя и не умел оставаться ей неизменно верным. И это отметила наша художественная литература: Некрасов в своем "Рыцарь на час", Лермонтов - "Выхожу один я на дорогу", Толстой - "Хозяин и работник" и другие. Это чувство таинственного присутствия Божиего в мире, столь свойственное чистой, незаглушенной разным литературным хламом русской душе, оказалось в первые годы революции совершенно чуждым, непонятным и ненужным деятелям нашей революции, глумившимся над всем священным, над храмами, над иконами, над богослужебными книгами. И каких только пошлостей на религиозные темы не печатали в первые годы революции. Не хочется даже писать заглавия, казавшиеся в то время авторам остроумными. Слава Богу, это время прошло. Во имя чего все это делалось? Во имя свободы слова? Но всякое ли слово имеет право на свободу? Не думаем, не будем входить в подробности этих темных страниц нашего прошлого. Время это, к счастью, прошло и уже не повторится. Вся эта грубая история кощунственного глумления над религиозными чувствами и святынями русского народа на первых порах оглушила и придавила верующие души. Но сейчас русский верующий человек уже разобрался в своем новом положении. Споры по отдельным религиозным темам и вопросам потеряли свою остроту и значение. Каждый пошел своим путем. Главное место сейчас должно занять у верующих твердое и последовательное осуществление христианской жизни по учению святого Евангелия, по правилам Православной Церкви, по примерам святых подвижников Церкви. В этой правильной постановке своей христианской жизни, в преодолении безбожной психологии, в спокойном и твердом отстаивании своего права на веру, молитву и жизнь христианскую и заключается в настоящий момент самое существо религиозного вопроса в России. Нельзя не видеть, что религиозный вопрос снова становится в России на подобающее ему место. Да и не только в России, но и в Европе и во всем мире. Христианский мир возвращается снова ко Христу, снова преклоняется перед Ним. Все другие вопросы - политические, социальные, национальные, экономические - при всей своей значительности являются в настоящий момент вопросами вторичного, производного значения. Если человечество сумеет разрешить вопрос о Христе, стать ко Христу в правильное отношение, все остальные жизненные, так называемые "проклятые" вопросы, социальные, национальные и другие правильно разрешатся сами собой. Вся трудность их разрешения от того и происходит, что на них силятся ответить, не разрешив в положительном смысле вопрос о Христе, не признав Христа от всего сердца своим Господом и Учителем, забывая сказанные Им слова: "Придите ко Мне все страждущие и обремененные, и Я успокою вас". Не в том только смысле успокою, что приласкаю, утешу, а в том, что только во Мне, в моем пути, в моем учении, в единении со Мной вам откроется возможность и путь к правильному разрешению всех ваших "проклятых" вопросов, ибо без Меня вы не можете сделать ничего истинно доброго. В примерах, в пути святых и подвижников русский народ с первых дней своей христианской жизни нашел и принял к сердцу трогательные и увлекательные примеры и черты христианской святости, правильного отношения ко Христу, к Богу и к людям, и христианские святые стали для него высшим и увлекательнейшим примером истинной человеческой жизни. Никакой другой идеал человеческой жизни, ни богатство, ни слава, ни власть не могли вытеснить из сердца русского человека этого христианского идеала - внутреннего единения со Христом. Идеал евангельской святости и единения со Христом стал реальным, жизненным идеалом русских верующих людей. Восприняв в своем сердце образ Христа как пример истинной жизни личной, семейной и общественной, русский человек с этим идеалом в сердце прожил целый ряд столетий, с ним он строил и выстроил свою государственную жизнь, о чем свидетельствуют примеры наших главных исторических деятелей от св. Владимира и св. Александра Невского до царя-освободителя Александра II, до Суворова, до Кутузова. Позволим себе сказать, до главного героя Великой Отечественной войны И. В. Сталина, его помощников, доблестных русских генералов и всего русского победоносного воинства. А сколько было на Руси во все времена тайных неведомых праведников, живших тем же духом внутренней близости ко Христу, верности Ему, с любовью хранивших в сердце образ Христа, живших не только в монастырях, в лесах и пещерах, но и в обычных условиях мирской жизни, образы которых сохранены нам нашими писателями, народной памятью. До самых последних дней, не исключая и большевистских времен, Русская земля не оскудевала и не оскудевает Божьими людьми, Христовыми праведниками. В темницах, на горьких работах, в странничестве, в рядах победоносной армии не перестает сиять и теперь на Русской земле светлый лик Христов, освещая людям путь жизни. Верный Христу народ показал своей жизнью, что христианство не есть отвлеченная теория и туманные фразы, а есть реальная, практическая, трудовая и мученическая действительность, исполненная вместе с тем небесного света, радости, любви, дел милосердия и самоотверженности. Имеет ли эта христианская психология русского народа право на дальнейшее существование? Мы не видим основания отрицать это и в этом сомневаться. Разве эта психология помешала русскому народу в трудах его государственного строительства? Не была ли она, наоборот, его творческой зиждущей силой? Да и сейчас, в годы тяжелой войны, не национальное ли и религиозное одушевление дало силу русскому народу выгнать могучего противника за пределы родной земли и преследовать на его собственной земле? Поэтому не является ли всякое антирелигиозное и антихристианское движение противным духу и традициям русского православного народа, гибельным для его духовного устроения, а потому вредным и опасным для его государственного благополучия и процветания, подлежащим полному прекращению? Единственная польза безбожия заключается в том, что при нем еще ярче выступает правда веры и жизни христианской.

Русский народ не может отказаться от своей христианской веры как от духовного основания всей своей жизни

Силой своей христианской веры и христианского одушевления русский народ преодолел все выпавшие на его долю тяжкие испытания - усобицы князей, набеги кочевников, двухсотпятидесятилетнее татарское иго; отстоял от иноземцев и иноверцев свою культуру, не пустил на свою землю шведов и немецких рыцарей, прогнал от Москвы поляков и снова прогнал шведов, пережил нашествие французов, вытерпел тяжкое бремя крепостного права; создал под духовным руководством своих великих архипастырей и подвижников, под управлением князей, царей и императоров ту Великую Российскую империю от Черного и Балтийского морей до Северного Ледовитого океана, до Великого восточного океана, до "стен недвижного Китая", до пределов таинственной Индии, империю, которую теперь вручил своим новым правителям, ожидая, что они сумеют понять и оценить труды их предшественников по собиранию и устроению Русской земли, сумеют сохранить и защитить собранное достояние. И надо отдать справедливость нынешним правителям Русской земли - они сумели сохранить в целости и даже увеличить принятое ими необъятное достояние. Особенно велик и поразителен их огромный и самоотверженный труд, подвиг в последней войне. Но необходимо и то, чтобы они сумели понять, оценить и сохранить самую душу русского народа, его христианскую, православную веру, прекратили бы ее бессмысленное угнетение и сами сознательно стали бы на ее твердом основании. Итак, имеет ли право русский народ отвернуться от великого, оставленного ему прежними поколениями духовного наследства православной веры и опыта, как от ненужной изношенной ветоши? Неужели нам остается теперь (по выражению некоторых) только "плюнуть" на весь этот пройденный нами исторический духовный путь, на все это наше великое и святое, духовное историческое прошлое, на всех его тружеников, подвижников, святых мучеников, на все исторические святыни, храмы, монастыри, чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиях и начинать строить какую-то новую, беспочвенную, фантастическую культуру. Для нас должно оставаться навсегда дорогим, святым и неприкосновенным сокровищем религиозное прошлое, весь пережитый нами духовный опыт веры, молитвы, покаянных слез, небесных откровений и озарений наших предков. Мы не имеем права и не должны отказаться от святых преданий и заветов нашего прошлого, от его святых достижений, от строителей и тружеников нашего всенародного дома, проливавших кровь, пот и слезы за святую православную Русскую землю, отдававших за нее свою жизнь. Но из этого, конечно, не следует и обратное - будто бы мы должны отвергнуть все технические, хозяйственные, государственные, социальные и иные достижения современной государственной власти. Как в свое время русский народ принял, хотя и с недоумением, нововведения Петра Великого, так и теперь ему необходимо принять советские социальные и культурные нововведения, исходящие из той же любви к народу и заботы о нем.

Наше будущее не должно быть отказом от религиозного прошлого, которое навсегда останется непоколебимым основанием нашей жизни