«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Сегодня мы будем говорить о секте, которая себя называет "Местная церковь" ("Поместная церковь")илипоместу:"ЦерковьвМоскве", "ЦерковьвПетербурге","Церковьв Лондоне".Они,как и "Церковь Христа",работают в метро,и если к вамподходиличлены"ЦХ",то навернякаподходилииони.По моим наблюдениям,из каждых четырех членов "ЦХ" каждыйчетвертый-член"Местнойцеркви".Настадии вербовки новых членов они похожи.Но если к вам подойдут члены "ЦХ" и вы спросите:"Вы из Церкви Христа?",вам ответят:"Да, мы из Церкви Христа"; те же, кто из "Местной церкви", скорее всего вам ответят: "Мы просто христиане".Онискажутеще,чтоимбезразлично,ккакой деноминациивыпринадлежите,потомучто они принимают всех,в том числе и православных.Но самимимоченьхочется,чтобы"внешние" считали их протестантами, хотя сами традиционные протестанты их своими не считают.

Их издательство называется "Живойпоток",ноонивсячески пытаются доказать,что в структуру секты ононевходитиявляется отдельнымнезависимым издательством.Сотрудники "Живого потока" тоже говорят,что они не имеют к этой церкви никакого отношения,а просто работаютвиздательстве."Какиежекнигивыиздаете?"- "Книги Уитнесса Ли (это их основной вероучитель.- А.Д.)".- "Аещекакие книги?"-"Аещекниги Уочман Ни (это их второй вероучитель,ныне покойный.- А.Д.)". - "А еще что?" - "Пока мы больше ничего не успели издать.Но те книги,которые издали,мы всем рассылаем. У нас очень много благодарностей.Нас и православные благодарятзаэтикниги". Пробиться через такую позицию очень трудно.

Теперь - об истории секты.Происходит "Церковь в..."отт.н. "Церкви зала собраний", котораябылаоснованав20-е годы в Китае. Хотя христианскиемиссионерыдействовалив Китае достаточно давно,но в 20-е годы там пошла волнапатриотическихантизападныхнастроенийи частькитайскиххристианпротестантскогопроисхождения,порвав со своими иностранными руководителями, не захотели отказываться от самого христианства. Так возникло течение сторонников"национальной, свободной от империалистического влияния церкви".Одним изискателей новыхцерковных форм стал Ни Тошэн (это имя переводили как Уочман Ни; т.е."сторож Ни").Это название вы увидите на многих книгах, которые сотнями тысяч издаются у нас в России. Его же зовут еще "Ни щуцзу" или "Генри Ни"). Родился он в 1903 г. на юге Китая в семье методистов. Сам же принял крещение лишь в 1920 г.

Образование он получил внесколькихмиссионерскихшколах,где разочаровалсявхристианстве(идажеотошелотнего на какое-то время).Но под влияниемевангелисткиДорыЮйвернулсяквереи поступил учиться в Библейский колледж,который Дора Юй и возглавляла. Тамнанегобольшоевпечатлениепроизвелообщениескитайскими евангелистами,которые проповедовали создание отдельной,независимой от империалистов китайской церкви.Они откалывались отпротестантов, обвиняясвоих учителей в фарисействе и в том,что они придерживаются мертвых форм, предавая живой дух христианства.

Уже в 1922г.НиТошэнпорвалсэтимигруппамииначал самостоятельно проповедовать Евангелие в Шанхае и его окрестностях.В 1927г.онсобралгруппу единомышленников и стал преломлять с ними хлеб,основав собственнуюсекту,современемполучившуюназвание "Местособранияхристиан",апотомстала называться "Церковь зала собраний".

Уочман НимногопутешествовалпоКитаю,активно проповедуя и утверждая общины. Он решительно обличал то, чтоназывал традиционализмом различных христианских общиниденоминацийи настаивал на том, что необходимо преодолевать излишнюю привязанность к ритуалам(онобвинял в этом протестантов) и учил,что на самом деле христиане должны объединяться поместужительстваподруководством старейшин, которые не имелистатусасвященников.Онотвергал литургическоебогословие,считая,чтоосновойхристианскойжизни должна быть страстная, прочувствованная евангельская проповедь.

Особое влияние на него оказали идеиЗакрытого,илиПлимутского братства (такиебратствавтовремясталиизвестнывКитае).

Плимутское братство было основано в ПлимутевАнглиив1831г.и активнодействоваловАнглииивИрландии.Членыего регулярно проводилидомашниемолитвенныесобрания,особоевнимание уделяя пророчествамиподготовкекСтрашному суду,который они вскорости ожидали. Поведениечленовэтогобратстваоченьжестко регламентировалось,особеннокатегорическизапрещалось им общение с членамидругихденоминаций.Сектапережила несколько расколов; впоследствии она проникла во Францию,Швейцарию, в а 1860 г. - в США.

Члены братства отрицают священство - даже крещение унихсовершается просто мирянами.Обряд, который они называют евхаристией, совершается каждое воскресенье.

Уочман Ниактивносотрудничал с лондонским отделением братства, изучал методы проповеди,богословские идеи главы лондонского братства и даже умудрился получить от них финансовую поддержку. Однако и с ними вконце 30-х он порвал, потому что стремился к полной самостоятельностиистремилсяксозданиюсвободной от иностранных влияний церкви.

Братство, котороесамоисповедовало такой жесткий изоляционизм, не смогло простить Уочман Ни его евхаристическогообщениясдругими протестантскимигруппировками.На память о былой дружбе с Плимутским братством Ни Тошэну достались тольконекоторыебогословскиеидеии сборникрелигиозныхпеснопений"Гимны малого стада" (до сих пор это классический сборник их песнопений).

В 1938г."Церковьзаласобраний" имела уже много отделений в провинциях Китая.В нейбыло128постоянныхсотрудников,которые называлисьапостолами и путешествовали от общины к общине,регулируя духовную жизнь верующих.

В 1939г.Ни Тошэн отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом,основав вместесбратомвзахваченномяпонцамиШанхае фармакологическуюфабрику,котораяприносила солидный доход.После войны разрушенную структуру церквипришлосьвосстанавливатьужене Уочман Ни,а его ученику Ли Чаншоу,который был прозван Уитнессом Ли ("свидетель Ли").

Ли Чаншоу родился в 1935 г.в северной провинции Китая Шаньдунь. Он еще жив и до сих пор пребывает в добром здравии.Происходил ониз китайскихбаптистов.Принялкрещение в 1925 г.и стал прихожанином одной из независимых китайскихцерквей,котораятакиназывалась, "Китайская независимая церковь". Поддерживал он связь и с миссионерами Плимутского братства,нотамемуненравилосьполноеотсутствие духовных озарений.Переломныммоментомвжизнидлянегостало знакомство с Уочманом Ни,чьи слова о том,что неследуетосуждать пятидесятников за впадение в транс на молитвенных собраниях,ибо пути кБогумногообразны,произвелинанего впечатление настоящего откровения.