«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Плимутское братство было основано в ПлимутевАнглиив1831г.и активнодействоваловАнглииивИрландии.Членыего регулярно проводилидомашниемолитвенныесобрания,особоевнимание уделяя пророчествамиподготовкекСтрашному суду,который они вскорости ожидали. Поведениечленовэтогобратстваоченьжестко регламентировалось,особеннокатегорическизапрещалось им общение с членамидругихденоминаций.Сектапережила несколько расколов; впоследствии она проникла во Францию,Швейцарию, в а 1860 г. - в США.

Члены братства отрицают священство - даже крещение унихсовершается просто мирянами.Обряд, который они называют евхаристией, совершается каждое воскресенье.

Уочман Ниактивносотрудничал с лондонским отделением братства, изучал методы проповеди,богословские идеи главы лондонского братства и даже умудрился получить от них финансовую поддержку. Однако и с ними вконце 30-х он порвал, потому что стремился к полной самостоятельностиистремилсяксозданиюсвободной от иностранных влияний церкви.

Братство, котороесамоисповедовало такой жесткий изоляционизм, не смогло простить Уочман Ни его евхаристическогообщениясдругими протестантскимигруппировками.На память о былой дружбе с Плимутским братством Ни Тошэну достались тольконекоторыебогословскиеидеии сборникрелигиозныхпеснопений"Гимны малого стада" (до сих пор это классический сборник их песнопений).

В 1938г."Церковьзаласобраний" имела уже много отделений в провинциях Китая.В нейбыло128постоянныхсотрудников,которые называлисьапостолами и путешествовали от общины к общине,регулируя духовную жизнь верующих.

В 1939г.Ни Тошэн отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом,основав вместесбратомвзахваченномяпонцамиШанхае фармакологическуюфабрику,котораяприносила солидный доход.После войны разрушенную структуру церквипришлосьвосстанавливатьужене Уочман Ни,а его ученику Ли Чаншоу,который был прозван Уитнессом Ли ("свидетель Ли").

Ли Чаншоу родился в 1935 г.в северной провинции Китая Шаньдунь. Он еще жив и до сих пор пребывает в добром здравии.Происходил ониз китайскихбаптистов.Принялкрещение в 1925 г.и стал прихожанином одной из независимых китайскихцерквей,котораятакиназывалась, "Китайская независимая церковь". Поддерживал он связь и с миссионерами Плимутского братства,нотамемуненравилосьполноеотсутствие духовных озарений.Переломныммоментомвжизнидлянегостало знакомство с Уочманом Ни,чьи слова о том,что неследуетосуждать пятидесятников за впадение в транс на молитвенных собраниях,ибо пути кБогумногообразны,произвелинанего впечатление настоящего откровения.

Несколько лет он проповедовал на севереКитая,разработавсвою методикумиссионерскойработы:он организовывал маленькие общины из представителей самыхразныхпрофессий,чтодавалоимвозможность самообеспечения. Потом эти общины переселялись в районы, где совсем не было христиан и начинали там миссионерскую деятельность.Однако из-за вмешательства японских оккупационных властей этот проект провалился. В 1943 г.Ли Чаншоу был арестован ипопалвяпонскуютюрьму.После освобожденияКитаяонвышел оттуда и внес в "Церковь зала собрания" авторитарныйоттенок-организациясталагораздоболеежесткой.

Верующих разбили на первичные общины - на семьи; каждая семья трижды в неделю проводила молитвенные собрания.Четыре семьи составляли группу - эта структура действует до сих пор.

По мере роста прихожан семьи их семьи разделяли на ячейкипо15 человек, в состав которых входили двое ответственных за посещаемость и здоровое душевное состояние верующих.Постепенно началаразрастаться их организационная структура, ужесточалась регламентация поведения. На всех верующих былизаведеныличныедела.ЛиЧаншоуввелсистему управления,которая была основана на принципе:ничего нельзя делать, не спросясь у начальников.

К моменту прихода коммунистов к власти в Китае секта уже обладала значительными средствами, которые использовались на приобретение земли и строительство молельных домов.Источником дохода была, в частности, фирма Уочмана Ни, которая была передана в собственность секте, а также вклады верующих (становясь членомсекты,онипереводилисвою собственность на секту). К 1949 г. секта имела на территории Китая 600 общин и 70000 членов.

В 1947 г. Уочман Ни посетил Тайвань, где основал еще одну фабрику попроизводствулекарств,атакжекупилземлюиосновалшколу проповедников.ВсеэтоонпередалврукиУитнессаЛи,который переселилсяссемьейна Тайвань в 1949 г.Сам же Ни Тошэн не успел уехать на Тайвань,т.к.был арестован коммунистами и получил 15лет лагеря, откуда уже не вышел: началась культурная революция, и срок ему продлили.Он пробыл в заключении в общей сложности 20 лет и скончался 1июня1972г.водном из исправительных лагерей.Его творческое наследие весьма обширно - неполное собраниесочиненийсоставляет20 томов.Трудыегобылипереведенынаанглийскийязык,имногие евангелические христиане пользуются ими довольношироко,необращая внимания на разные богословские неурядицы, которые там содержатся.

Превзошел егоповсемстатьямУитнессЛи,которыйявляется настоящимоснователемивдохновителемсекты.ЕслиУочманНи был динамичным проповедником,тоУитнессЛиоказалсяоченьспособным организатором. Его вклад вобеспечениежизнеспособностисекты чрезвычайно важен.

Сущность учениясектывытекаетужеизееназвания.Унас, например,они называются "Церковь в Москве".Почему такоеназвание? Потомучто,поопределению Уитнесса Ли,в каждом городе может быть только одна истинная церковь:мывозвращаемсякраннехристианскому принципу- в каждом городе есть только одна истинная церковь и только один ееглава.Вседругиецеркви,которыеестьвэтомгороде, естественно, по определению уже не христианские церкви, а сектантские, и в каждой из них содержатся свои сектантские учения.Итолькоодна есть вмирецерковь,вкоторойникакихсектантскихученийне содержится - это церковь Уитнесса Ли.