«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Кто бездетных стариц делал матерями550;

Кто через пророка Илию затворил небо, чтобы не шел дождь сорок два месяца551;

Кто повелевал земле иногда дать обильный урожай пшеницы, фруктов и винограда на пропитание людям, иногда произрастить такой урожай для пропитания не людям, а червям и гусеницам, а иногда вовсе не произрастить никакого – все по вере и беспорочности людей;

Кто через неисчислимые чудеса показывал людям, что Он не утратил той власти, какую человек по безумию своему утратил, но обладает ею во все времена и в преизбыточной мере – власть над природой и над природным порядком;

Кто, наконец, через Своих вдохновенных пророков возвещал – мало-помалу в течение тысячелетий истории человеческой – возвещал Пришествие на землю Единственного, таинственного и явного, Кто будет иметь в полной и преизбыточной мере власть над природой и ее порядком.

И, действительно, вековые пророчества сбылись тогда, когда явился на землю Бог Слово как Чудотворец, как Изгонитель демонов, Человеколюбец, Исцелитель болезней, Отверзитель рая. Одновременно таинственный и явный, Он встал лицом к лицу к природе, но не как низший в сравнении с природой и не как равный ей, а как Повелитель природы. И никто другой, меньший Его, не был нужен роду человеческому. Никто другой и более слабый не мог бы быть ни Мессией, ни Спасителем людей от сил бесовских, от греха, от смерти. Никогда и никто не был в состоянии вернуть людям достоинство властителей над природой и природным порядком.

Он не захотел даже родиться в природном порядке, от отца и матери,– а только от Матери. Родился Он от Пречистой Девы Марии, единственной Личности, избранной и предназначенной для этой единственной роли в истории мира. Даже Его Предтеча святой Иоанн Креститель родился не совсем по природному порядку: хоть от отца и матери, но бесплодных и престарелых. О Господе Иисусе говорится в церковном песнопении: «Явился Ты, как Ты Сам хотел, родился Ты, как Ты Сам изволил»552. Всякое рождение в Его власти.

Звезда на востоке воссияла, когда Он родился, звезда необычная. Мы видели звезду Его на востоке553, говорили мудрецы-звездочеты, расспрашивая о новом Царе. Это была, следовательно, Его звезда; не то чтобы другие не были Его – всё Его,– но эта восточная звезда называется Его звездой по необычайному сиянию и служению, предназначенному Ему. Служение этой звезды было в том, чтобы возвестить мудрым людям на востоке, что родился новый Царь, и чтобы привести их в Вифлеем, к месту, где Он родился. Звезды, следовательно, в Его власти и у Него на служении.

Владеть своим телом – значит природой владеть. Спаситель мира и в этом показал Себя Повелителем природы. Сорок дней и сорок ночей Он постился, без какого бы то ни было питья и пищи телесной.

Воду в вино претворил – разве это не показывает власть над природой? На свадьбе в Кане Галилейской не хватило хозяину вина. Тогда Иисус повелел наполнить шесть больших сосудов водой. И, когда это сделали, вода та претворилась в вино, причем в самое лучшее вино. Не говорится, что Господь прикоснулся к воде Своими пречистыми руками, которыми Он слепым открывал зрение, или чтобы произнес какое-нибудь слово, как, скажем: «Да будет эта вода вином!». Нет, ничего. Только мысленно приказал, и природа почувствовала своего Господина, и вода превратилась в вино (см.: Ин. 2, 1–11).

Бурю на море утишить и одним словом сильный ветер остановить – разве и это не показывает власть над природой? И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме… Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина… И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк. 4, 37–39, 41). Так апостолы спрашивали. Но и тогда, и позже они уверились, что это Христос, Сын Бога Живаго, Повелитель природы и всего порядка в природе.

Невидимым сделаться для глаз человеческих – разве это тоже не означает власть над природой? Когда Иисус был на родине Своей, Он укорял израильтян за то, что их вера меньше и слабее веры язычников. И привел им два классических примера: первый, как во время голода великий пророк Илия укрылся и прокормился не у какого-нибудь «правоверного» израильтянина, но у язычницы, жены-вдовицы в Сарепте Сидонской554; и второй, как во времена пророка Елисея было много прокаженных в Израиле, но по причине их маловерия никто из них не излечился, кроме одного Неемана Сириянина, язычника555. Ведь этот язычник поверил всем сердцем пророку Божию Елисею, искупался в Иордане и стал здоров. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости556. И, схватив Его, вывели на окраину города и хотели столкнуть со скалы в пропасть. Но Он, пройдя посреди них, удалился (Лк. 4, 30). Невидимым Он стал для глаз Своих врагов и, будучи невидимым, удалился со Своей родины; даже на Нем было явлено, что не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем557. И во второй раз произошло это же самое в Иерусалиме, когда евреи хотели забросать Его камнями в храме: но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8, 59).

Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей558. В другом месте при других обстоятельствах снова сказал Господь Своим ученикам: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. Ответили Ему ученики, что есть у них только семь хлебов и немного рыбок. А Он распорядился рассесться всем на земле. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей (ср.: Мф. 15, 32, 36–38).

Такие невиданные чудеса ничем не могут быть объяснены, кроме следующих слов Христовых: Невозможное человекам возможно Богу. Богу же все возможно (ср.: Лк. 18, 27; Мф. 19, 26).